Учреждение,
Подведомственное
Департаменту
Культуры
Города Москвы

г. Москва, Манежная пл, д.1.

Конференция «От монтажа аттракционов до нейрокино»

В рамках образовательной программы «Проекции авангарда»
23 июня
12:00 – 20:00
Стоимость участия 150 р.

«В нашем понимании произведение искусства есть прежде всего трактор, перепахивающий психику зрителя в заданной классовой установке», – писал в 1924 году во время работы над «Стачкой» Сергей Эйзенштейн. Несмотря на эту метафору, прозрачно намекавшую на то, что сознание зрителя то ли непаханое поле, то ли вовсе целина, Эйзенштейна интересовало активное восприятие зрителей и возможности воздействия на него с помощью фильма. Почти век спустя художники и режиссёры, исследователи, торящие дорогу энактивному кино, опираются на авторитет создателя «Броненосца “Потёмкина”» и «Ивана Грозного». Не забывая, впрочем, упомянуть и о его учителе режиссёре Всеволоде Мейерхольде, архитекторе и дизайнере Эль Лисицком, психологе Льве Выготском.

 

Если интерактивное кино предполагает прямой выбор зрителями, скажем, судьбы героя или развития действия в фильме или сериале, то энактивное кино работает с психофизиологическими или эмоциональными реакциями зрителей. И помимо экранов, предполагает наличие биосенсорных датчиков и аудиовизуальных сенсоров для определения местоположения и передвижений зрителя. Они-то по идее и должны обеспечить буквальную связь зрителя с проекцией, меняющейся в зависимости от его состояния.

 

Энактивное кино было впервые представлено в Музее Современного Искусства Киасма еще в 2005 году проектом Пии Тикки «Дева заката». Но, несмотря на многочисленные исследования и тексты о концептуальных и практических составляющих энактивного кино, оно по-прежнему остаётся для многих «животным неизвестной породы». Перспективы, которые рисуют его энтузиасты, вроде коллективного просмотра персональных снов в дружеском кругу или на YouTube, выглядят пока сюжетами фэнтези или розовой мечтой психотерапевтов и маркетологов. С другой стороны, ещё лет десять назад возможность болтать по телефону, видя собеседника на другом конце континента, тоже не казалась слишком реальной.

 

Именно поэтому организаторы Медиа Форума ММКФ решили устроить встречу киноведов и историков кино, которым есть что сказать о киноавангарде, исследователей, торящих путь энактивному кино (они всегда готовы подчеркнуть его отличие от интерактивных технологий просмотра), и художников, режиссёров, музыкантов, работающих на пограничных территориях искусства и науки.

 

Программа конференции

12:00 — 14:00
Часть 1. «Эксперименты киноавангарда» 
• Наум Клейман (Россия), киновед, историк кино. Один из крупнейших специалистов по творчеству С.М. Эйзенштейна. Заслуженный деятель искусств РФ (1998). Директор Государственного центрального музея кино и Эйзенштейн-Центра в Москве (с 1992).
• Александр Дерябин (Россия), историк кино, научный сотрудник НИИК ВГИК.
• Николай Изволов (Россия), киновед, историк и теоретик кино, заведующий историко-теоретическим отделом НИИК ВГИК.
• Кирилл Разлогов (Россия), киновед и культуролог. Директор Российского института культурологии.

 

15:30 — 17:30
Часть 2. «Современные поиски в области нейрокино и энактивного кино»
• Пия Тикка (Финляндия), PhD, художник, режиссёр фильмов «Одержимость», «Королева», один из ведущих исследователей нейросинематики и энактивного кино. Автор книги «Воплощаемое кино: Simulatorium Eisensteinense» (2008). Участвовала в исследованиях возможностей мозга aivoAALTO (2009–2014), инициатор и активная участница исследовательского проекта «Воплощаемое медиа» (2009–2011) в университете Аалто (Финляндия). 
• Любовь Бугаева (Россия), литературовед, культуролог, доцент филологического факультета СПбГУ, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии.
• Сергей Филиппов (Россия), теоретик кино, научный сотрудник факультета журналистики МГУ.

 

18:00 — 20:00
Часть 3. «Многомерность психического воздействия. Музыка, кино и театр»
• Борис Юхананов (Россия), режиссёр, художник, теоретик кино и видео, поэт, автор критических и культурологических статей, художественный руководитель Московского драматического театра им. К.С. Станиславского, один из основателей кинематографического движения «Параллельное кино» в России.
• Алексей Наджаров (Россия), сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории, композитор, сотрудничает с рядом разноплановых музыкальных проектов.
• Александра Дементьева (Бельгия/Россия), медиахудожник, работает с интерактивными проектами. В центре всех её работ – ясно выраженная идея взаимодействия между произведением искусства и зрителем, возникающего благодаря новейшим технологическим способам создания изображения.

 

Подробнее об образовательной программе «Проекции авангарда»

 

 

        
        
        
				
рассказать в
Политика конфеденциальности
design by just design
Яндекс.Метрика
X
Правила продажи билетов
Возврат билетов

Купить электронный билет:

* — Внимание!

По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.

Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.

Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.


Персональная выставка народного художника Василия Нестеренко «Мы – русские, с нами Бог!»
Экскурсии по персональной выставке народного художника Василия Нестеренко «Мы – русские, с нами Бог!»