Из собраний: Музея ретро-автомобилей на Рогожском валу, Мастерской Евгения Шаманского и коллекции Дмитрия Гуржия
Куратор: Марина Лошак
Координатор: Александра Ширвиндт
Дизайн экспозиции: Творческое объединение «Десять»: А. Подкидышев, Т. Мурадова, И. Чиркин
Проект представляет двадцать шесть автомобилей отечественного производства в пространстве московского Большого Манежа, отсылая зрителя и к истории самого архитектурного сооружения, и к истории российской индустрии.
Большой Манеж, построенный по повелению Александра I на месте пепелища, оставшегося после пожара 1812 года, предназначался для маневров пехотного полка численностью в 2 000 человек. Предложенная архитектором Августином Бетанкуром уникальная на тот момент конструкция стропил перекрывала здание шириной 45 м без внутренних опор. Уже с 1831 года в здании Манежа регулярно проводятся выставки (в том числе первая Этнографическая и Политехническая). После революции Манеж становится гаражом для правительственных машин – крышу здания подпирают колоннами, а балки укрепляют металлическими листами. После смерти Сталина, во времена Хрущева (с 1957 года) в здании Манежа открывается Центральный выставочный зал.
Среди экспонатов выставочного проекта – машины производства московского, горьковского, тольяттинского и других заводов – ГАЗ, Москвич, Чайка, ЗАЗ, ЛуАз и многие другие… При этом практически каждый автомобиль «рассказывает» зрителю свою историю. Так, производство модели «Москвич 400» было налажено по конструкторской документации, заново разработанной немецкими специалистами в советской зоне оккупации. «Москвич», получивший индекс «400» (позднее 401), стал первой массовой народной машиной, доступной индивидуальному покупателю в нашей стране, и появился в открытой продаже по цене 9 000 «старых» рублей. Для рядовых советских граждан даже маленький «Москвич» казался чудом техники – спрос на «легковушки» стал резко расти, появились очереди. «Москвич 407» – самая удачная модель в истории завода АЗЛК – был изготовлен в экспериментальном цехе завода по заказу Советского правительства в качестве подарка одному из лидеров Партии арабского социалистического возрождения («Баас»). «Москвич-408» долгие годы был самым экспортируемым советским автомобилем. Его «парящая» плоская панель крыши, большие панорамные стекла, узкие вертикальные задние фонари с небольшими острыми плавничками по краям от крышки багажника и изящные рамки дверных стекол с блестящими накладками формировали аэрокосмический стиль, характерный для первой половины 1960-х. «ГАЗ-12 ЗИМ» выпускался с 1950-го по 1958-й и предназначался для государственных и партийных чиновников среднего звена, хотя также использовался в качестве такси и скорой помощи, и даже поступал в свободную продажу. Модель «ЗАЗ 965» была разработана по распоряжению Никиты Сергеевича Хрущева, мечтавшим о недорогом микролитражном автомобиле для простых советских граждан. И в 1961 году на дороги страны выехал маленький автомобиль ЗАЗ 965 – «Запорожец». Прозванный народом «горбатым» за небольшой выступ в задней части, ставший героем анекдотов «Запорожец», увы, популярностью среди населения не пользовался, и выпускали его недолго и не в таком количестве, как пришедшие через десять лет «Жигули».
Купить электронный билет:
* — Внимание!
По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.
Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.