Проект организован при поддержке Фонда Михаила Прохорова, Института Сервантеса в Москве и Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» в рамках программы «Swiss Made в России. Обмен в сфере современной культуры. 2013-2015»
ТЕМА: «РАСЩЕПЛЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОГО: ЗНАЧЕНИЕ НОВЫХ МЕДИА»
Кураторы: Ольга Шишко, Андрей Щербенок
Международный симпозиум «Pro&Contra медиакультуры» уже в течение более 10 лет ставит своей задачей раскрыть связи между искусством, наукой, политикой, экономикой и технологиями, представить инновационные проекты на стыке современного искусства и социальных практик, экспериментальной науки, дигитального искусства и дизайна, перформанса и программирования, анимации и медиаархитектуры. Каждый год различные темы, проекты, художественные стратегии и методы находят свое воплощение в различных форматах – теоретические обсуждения, представление и практический анализ инновационных проектов, конкурс произведений молодых художников, кино- и видеопоказы фестивальных программ, премьеры мирового уровня и многое другое.
В этом году симпозиум Pro&Contra будет иметь преимущественно теоретический характер: он объединит специалистов из различных областей для профессиональной и открытой дискуссии о новых медиа и новой визуальности в целом. В первую очередь нас будет интересовать суть этой новизны: каково соотношение новой визуальности медиа-искусства с классическим визуальным пространством? В чем принципиальные отличия новых медиа от экспериментов классического авангарда? Что новые медиа делают с понятием документального свидетельства и нашим повседневным восприятием?
Количество мест ограничено, регистрация по ссылке: https://mediaartlab.timepad.ru/event /83902/
Основой программы симпозиума станут четыре мультидисциплинарные панели:
Панель 1 “Авангард и новые медиа: что не знал Дзига Вертов?” задастся вопросом: есть ли что-то в новых медиа, чего не существовало бы в практике или предвидениях авангарда? Современные технологии сделали возможными многие мечты авангарда. Означает ли это, однако, что, получив эти технологии, художник-авангардист превратился бы в современного медиа художника?
Панель 2 “Имитации жизни: возможен ли визуальный документ без индексальности?” проанализирует последствия размывания индексальности фотографического и кинематографического образа под воздействием цифровых технологий. Если непосредственная индексальная связь с реальным объектом больше не гарантирует достоверность визуального свидетельства, что позволяет нам говорить о визуальном документе?
Панель 3 “Галерея и метро: как медиа-арт меняет повседневное восприятие?” ответит на вопрос, как современное медиа-искусство с его полиэкранами, множественными перспективами и нестабильными локусами субъективации влияет на человеческое восприятие за пределами галереи. Действительно ли мультимедийные инсталляции являются провозвестниками нового типа восприятия, которое имеет шанс стать доминирующим в обыденном мире?
Панель 4 “Традиция и медиа-арт: релевантно ли еще классическое искусство?” ответит на вопрос, необходим ли для адекватного восприятия новых медиа опыт погружения в традиционные. Если авангард предполагал близкое знакомство зрителя с классической художественной нормой, существует ли подобная необходимость для современного медиа-арта, или же создаваемое им визуальное пространство может быть воспринято “само по себе”?
В симпозиуме примут участие ведущие российские и зарубежные эксперты в области современной культуры и искусства:
Оливер Грау (Германия, Австрия) – немецкий искусствовед и теоретик в области мультимедийного искусства, глава Отделения изобразительного искусства в Дунайском Университете (Кремс, Австрия);
Сабина Химмельсбах (Германия, Австрия) – куратор, арт-директор Дома цифрового искусства в Базеле
Хосе Луис де Висенте (Испания) – испанский исследователь и куратор в сфере дигитальной культуры, искусства и технологий;
Андрей Щербенок (Россия) – профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, доцент СПбГУ, почетный член научного общества Шеффилдского университета;
Александра Дементьева (Россия, Бельгия) – медиа художник и теоретик;
Ольга Шишко (Россия) – куратор, директор Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб»;
Дмитрий Булатов (Россия) – художник, теоретик искусства, куратор Государственного центра современного искусства (Балтийский филиал), ведущий эксперт Инновационного парка Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта.
19:00-20:30 Специальное событие
Лекция Сабины Химмельсбах (Германия) “Невидимое измерение в современном городском пространстве”
14:00-17:30 – 1-ая сессия
Панель 1 Авангард и новые медиа: чего не знал Дзига Вертов?
Референт: Дмитрий Галкин
Кейсы:
18:00-21:30 – 2-ая сессия
Панель 2 Имитации жизни: возможен ли визуальный документ без индексальности?
Референт: Дмитрий Булатов
Кейсы:
14:00-17:30 – 1-ая сессия
Панель 3. Галерея и метро: как медиа-арт меняет повседневное восприятие?
Референт: Ольга Шишко
Кейсы:
18:00-21:30 – 2-ая сессия
Панель 4. Традиция и современный медиа-арт: релевантно ли еще классическое искусство?
Референт: Андрей Щербенок
Кейсы:
14:00-15:30 Специальное событие
Лекция Оливера Грау (Германия) “Медиа искусство как вызов обществу: MediaArtHistories, Image Science & Archive 2.0”
Купить электронный билет:
* — Внимание!
По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.
Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.