Министерство культуры РФ, Правительство Москвы, ГМВЦ «РОСИЗО», МВО «Манеж» и Художественный фонд «Московская биеннале» представляют Основной проект Пятой Московской биеннале современного искусства «БОЛЬШЕ СВЕТА» / MORE LIGHT.
Куратор Основного проекта: Катрин де Зегер
Комиссар биеннале: Иосиф Бакштейн
Тема 5-й Московской биеннале «Больше света/More Light» имеет множество интерпретаций – практических и философских, материальных и нематериальных, физических и духовных. В размышлениях о различных структурах пространства-времени – как в контексте капиталистического перепроизводства, так и в контексте новых технологий – биеннале «Больше света» показывает пространство-время как энергию, рождающуюся среди нас, как свет и созидательную силу. Вся экспозиция говорит о том, что для развития нового мышления необходимы посвящение, просвещение и творчество.
Художники, участники выставки, исследуют темы, связанные с нарастающей нехваткой времени («у нас нет времени») и корпоративным вторжением в пространство, в результате которого появляются «не-места». Значительная часть работ на выставке посвящена различным путям течения времени и критически осмысляет привычную организацию пространства. В большинстве проектов энергия подается как нечто, что накапливается и обладает порождающей силой. Эти формы энергии присутствуют во всех сторонах нашей жизни. Мы воспринимаем энергию, путешествующую по частотам и волнам, как свет и как солнечное тепло; если мы устаем от работы, мы чувствуем энергию в собственном теле и в собственной душе. Свет – это энергия, а для нас свет связан с осознанием и с бытием. Видеть можно только при свете; «просветлением» мы называем момент осознания. Время и пространство, которые мы воображаем как измерения энергии, приводят нас к размышлениям об энергии нашей собственной жизненной силы.
Искусство является частью этого процесса и тоже может пониматься как порождающая энергия – энергия, которая возникает в результате совместных размышлений и общего понимания. Она противостоит негативным процессам разделения и вытеснения, которые процветают в современном обществе, полном жестокости, отчуждения и эксплуатации. Все изменчиво и подвижно, все способно реагировать. Медленное пространство-время способно расширяться – это такое пространство-время, в котором происходят и привлекают к себе внимание разные события. Говоря так о свете, мы в результате видим световой поток и воспринимаем свет как энергию. Это место для воображения, для осознанного творчества.
На выставке рассмотрены практики, которые не находятся ни на гребне выдуманного, воображаемого настоящего, ни на вершине времени, – но принадлежат к текущему, связному и медленному настоящему, – это искусство глубокого и радикального настоящего, искусство, намеренно идущее не в ногу со стремительной «творческой экономикой» современности. Одна из целей, которую ставила перед собой куратор – осветить тему течения времени, которое проходит сквозь экономику, общество и искусство, но в то же время захватывает пространство, что в результате вызывает резонанс в культурных контекстах и институциях по всему миру.
В рамках Основного проекта биеннале представлено творчество 72 художников и художественных групп, в том числе 13 из России. Около 30 произведений создано специально для пространства ЦВЗ «Манеж». Среди них работы таких художников, как Альфредо и Исабель Акилисан, Александр Бродский, Джумаади, Давид Клаербоут, Валерий Кошляков, Алия Сайед, Йона Фридман и другие. Крупнейшая выставка актуального искусства объединит проекты художников из 40 стран, большинство из которых впервые будет показано в России.
Выдающийся архитектор Йона Фридман представит гигантскую конструкцию (15х15 м) из бумаги и картона, которая станет продолжением его теоретических и практических изысканий в направлении «утопической архитектуры». Эта парящая в воздухе скульптура из переплетенных лент осуществлена совместно с молодыми архитекторами из школы МАРШ.
Инсталляция «Web» (2006) палестинской художницы, живущей в Великобритании, Моны Хатум представляет собой огромную паутину с нанизанными на нити созвездиями хрустальных шаров. Работа, одновременно завораживающая своей минималистской красотой и способная создать у зрителя чувство ожидания «невидимого монстра», характерна для всего творчества художницы: привычные объекты меняют свой масштаб.
Индонезийский художник Джумаади представит работу «Женщина, которая вышла замуж за гору» (Woman who married the mountain). В ней автор, следуя традициям национального театра теней «ваянг», переплетает вымышленные сюжеты с народными легендами.
Работа австралийской художницы польского происхождения Госи Влодарчак представляет монументальную галерею контуров, в которой слились разнообразные детали: фрагменты архитектуры, мебель, инструменты, лица… Для ЦВЗ «Манеж» она распишет поверхность стеклянных стен конференц-зала беспрерывным графическим узором «морозных рисунков» (Frost Drawing).
«Воображаемое поселение» Эда Пина состоит из прозрачных домиков, расположенных внутри большого размера палатки (6х6 м), пространство которой наполнено танцующими, движущимися, отраженными во множестве зеркал тенями. В этой работе Эд Пин, родившийся на Тайване и с 11 лет живущий в Канаде, поднимает темы миграции, жизни вдали от родины, утраты корней и стирании межнациональных различий.
Схожие сюжеты присутствуют и в инсталляции Альфредо и Исабель Акилисан, художников, семь лет назад эмигрировавших из Филиппин в Австралию. Их проекты, реализованные в разных странах мира, основываются на исследовании повседневной жизни людей. Акилисан интересуют личные истории и вещи, они собирают объекты, которые становятся основным материалом для их масштабных инсталляций. В ЦВЗ «Манеж» авторы создали произведение о России – стране, которая для многих жителей планеты ассоциируется со снегом.
Список художников Основного проекта биеннале:
1. Альфредо и Исабель Акилисан (Alfredo and Isabel Aquilizan). Филиппины / Австралия, 1965, 1962
2. Виктор Алимпиев. Россия, 1973
3. Абилсаид Атабеков. Казахстан, 1965
4. Умида Ахмедова. Узбекистан, 1955
5. Эйя-Лииса Ахтила (Eija-Liisa Ahtila). Финляндия, 1959
6. Вячеслав Ахунов. Узбекистан, 1948
7. Шувинаи Ашуна (Shuvinai Ashoona). Канада, 1961
8. Ричард Белл (Richard Bell). Австралия, 1953
9. Петр Белый. Россия, 1971
10. Джета Братеску (Geta Bratescu). Румыния, 1926
11. Александр Бродский. Россия, 1955
12. Андреа Бьянкони (Andrea Bianconi). Италия, 1974
13. Сара Ванагт (Sarah Vanagt). Бельгия, 1976
14. Дмитрий Венков. Россия, 1980
15. Риа Верхаге (Ria Verhaeghe). Бельгия, 1950
16. Адриан Вильяр Рохас (Adrian Villar Rojas). Аргентина, 1980
17. Гося Влодарчак (Gosia Wlodarczak). Польша / Австралия, 1959
18. Аслан Гайсумов. Россия, 1991
19. Гао Жун (Gao Rong). Китай, 1986
20. Симрин Гилл (Simryn Gill). Сингапур / Австралия, 1959
21. Жизель Гордон (Gisele Gordon). Великобритания / Канада, 1964
22. Микро-арт-группа «Город Устинов». Россия
23. Ульрике Гроссарт (Ulrike Grossarth). Германия, 1952
24. Эдит Декиндт (Edith Dekyndt). Бельгия, 1960
25. Джумаади (Jumaadi). Индонезия / Австралия, 1973
26. Ирина Затуловская. Россия, 1954
27. Инь Сючжэнь (Yin Xiuzhen). Китай, 1963
28. Амар Канвар (Amar Kanwar). Индия, 1964
29. Сучан Киношита (Suchan Kinoshita). Япония / Нидерланды / Бельгия, 1960
30. Давид Клаербоут (David Claerbout). Бельгия, 1969
31. Елена Ковылина. Россия, 1971
32. Николя Козакис и Рауль Ванейхем (Nicholas Kozakis and Raoul VanEigem). Бельгия, 1967, 1934
33. «Коллектив авторов»*. Россия, Украина, Франция
34. Лоррейн Коннелли–Норти (Lorraine Connelly-Northey). Австралия, 1962
35. Эва Котаткова (Eva Kotatkova). Чешская Республика, 1982
36. Валерий Кошляков. Россия / Франция, 1962
37. Рикардо Лансарини (Ricardo Lanzarini). Уругвай, 1963
38. Фариде Лашаи (Farideh Lashai). Иран, 1944–2013
39. Марк Ликари (Mark Licari). США, 1975
40. Михаил Лукачевский. Россия, 1986
41. Алан Майклсон (Alan Michelson). США, 1953
42. Габриэлла и Сильвана Мангано (Gabriella and Silvana Mangano). Австралия, 1972
43. Коллектив «Масасит Мати» (Джамиль Алабиад) (Masasit Mati Collective (Jameel Alabiad)). Сирия
44. Жюли Мерету (Julie Mehretu). Эфиопия / США, 1970
45. Том Моллой (Tom Molloy). Ирландия, 1964
46. Вонгечи Муту (Wangechi Mutu). Кения / США, 1972
47. Эрин Мэннинг (Erin Manning). Канада, 1969
48. Эйвис Ньюман (Avis Newman). Великобритания, 1946
49. Майя Онода (Maya Onoda). Япония, 1979
50. Панамаренко (Panamarenko). Бельгия, 1940
51. Александра Паперно. Россия, 1978
52. Сопеап Пик (Sopheap Pich). Камбоджа, 1971
53. Эд Пин (Ed Pien). Канада / Тайвань, 1958
54. Робин Род (Robin Rhode). ЮАР, 1976
55. Алия Сайед (Alia Syed). Великобритания, 1964
56. Александр Сигутин. Россия, 1959
57. Сун Дун (Song Dong). Китай, 1966
58. Фрэнсис Старк (Frances Stark). США, 1967
59. Самуил Стоянов (Samuil Stoyanov). Болгария, 1975
60. Таварес Страхан (Tavares Strachan). Багамы / США, 1979
61. Тантрические рисунки (Tantra drawings)**
62. Сельма и Софиан Уисси (Selma and Sofiane Ouissi). Тунис / Франция, 1972, 1975
63. Парасту Форухар (Parastou Forouhar). Иран / Германия, 1962
64. Йона Фридман (Yona Friedman). Венгрия / Франция, 1923
65. Аиша Халид (Aisha Khalid). Пакистан, 1972
66. Бушра Халили (Bouchra Khalili). Марокко / Франция, 1975
67. Н.С. Харша (N.S. Harsha). Индия, 1969
68. Мона Хатум (Mona Hatoum). Ливан / Великобритания, 1952
69. Адам Цвиянович (Adam Cvijanovic). США, 1960
70. Ранджани Шеттар (Ranjani Shettar). Индия, 1977
71. Рена Эффенди (Rena Effendi). Азербайджан, 1977
72. Ян Юнлян (Yang Yongliang). Китай, 1980
* Владимир Архипов, Леха Гарикович, Император ВАВА (Вл. Александров), Сергей Калинин, Михаил Косолапов, Егор Кошелев, Павел Кузнецов, Полина Кулик (Франция), Алексей Курипко, Антон Литвин, Диана Мачулина, Антон Николаев, Марина Перчихина, Лиза Плавинская, Александр Подосинов, Юрий Шабельников, Ира Штейнберг, Вика Шумская (Украина), Влад Юрашко (Украина).
** Тантрические рисунки созданы анонимными авторами в Индии
Биография Катрин де Зегер
Катрин де Зегер руководила созданным ею художественным фондом Kanaal в бельгийском городе Кортрейк, затем была директором Художественной галереи Онтарио в Торонто (Канада) и долгое время исполняла обязанности директора и куратора Центра рисунка в Нью-Йорке. Выставки и книги Катрин де Зегер получили международное признание и целый ряд наград международных ассоциаций: среди них «On Line: рисунок в ХХ веке» / On Line: Drawing Through the Twentieth Century в нью-йоркском МоМА (2010), «Америка: невеста солнца. 500 лет Латинской Америки и Нидерландов» / America: Bride of the Sun. 500 Years of Latin America and the Low Countries в Королевском музее изящных искусств Антверпена (1992), «Внутри видимого. Эллиптический срез искусства двадцатого века в отношении, по поводу и исходя из женственности» / Inside the Visible. An Elliptical Traverse of Twentieth-Century Art in, of, and from the Feminine в Институте современного искусства Бостона, лондонской галерее Whitechapel и художественной галерее западной Австралии (1994–1996). В 2012 году Зегер была арт-директором Биеннале в Сиднее, курировала бельгийский (1997) и австралийский (2013) павильоны на Венецианской биеннале современного искусства. Она автор множества статей и книг, среди которых «Марта Рослер. Позиции в жизненном мире» (1999), «Активистский рисунок. Ситуационистская архитектура от «Нового Вавилона» Констана и далее» (2001). В настоящее время Катрин де Зегер занимает пост директора Музея изобразительного искусства в Генте (Бельгия).
5-ю Московскую биеннале современного искусства в качестве Генерального партнера поддерживает ОАО «Вымпелком» (бренд «Билайн»), официальный банк-партнер – ОАО «Альфа-Банк», официальный партнер – компания Access Industries, официальный автомобильный партнер – Хендэ Мотор СНГ, технические партнеры – Самсунг Электроникс Рус Компани и компания Barco.
Музейно-выставочное объединение «Манеж» открывает игровую комнату «Детский Манеж». Теперь родители, которые приходят в Центральный выставочный зал «Манеж» с детьми, могут оставить их в «Детском Манеже», оборудованном для отдыха, игры и развития малышей. ЦВЗ «Манеж» станет первым выставочным пространством в Москве, создавшим настоящий уголок для игр, где дети вместе с опытным воспитателем смогут притвориться настоящим художником за мольбертом, обустроиться в гигантском домике или заняться дайвингом в настоящем сухом бассейне. «Детский Манеж» будет открыт 19 сентября, в день открытия основного проекта «Больше света» 5-й Московской биеннале современного искусства.
Купить электронный билет:
* — Внимание!
По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.
Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.