Зарегистрироваться на события и ознакомиться с полной информацией о выставке можно на сайте www.hereandnow.moscow
Nonsense
Избранная работа проекта «Абракадабра» 6. Московской международной биеннале молодого искусства
Перформанс Ильи Гришаева
1 этаж, в пространстве выставки
Work-in-progress художника Ильи Гришаева: в течение нескольких дней в часы работы выставки на глазах у зрителей он создаст масштабное граффити на стене. В работе художника исследуются взаимоотношения между технологией воспроизведения информации и способностью человека механически повторить форму. В результате возникает паттерн, заполняющий разрыв между языком алгоритма и автоматическим письмом.
Чистильщик обуви
Перформанс в рамках проекта «Семеро смелых»
Пётр Быстров
1 этаж, в пространстве выставки
В течение всего вечера автор чистит обувь дамам, господам, приятелям, художникам, прохожим, випам, бродягам и всем, кто этого пожелает. В таинстве чистки обуви происходит сближение на тактильном, «кожном» уровне. Вовлекаясь в ритуальную практику ухода за чужим телом, художник вторгается в личное пространство зрителя. Ведь обувь представляет собой известный фетиш: например, обладание туфлями вожделенной дамы — это символическое обладание ею самою.
13:00 — 15:00
Партитура движения
Участники: Poema Theatre
Художественные классы
1 этаж, в пространстве выставки
Партитура движения — программа художественных классов галереи ГРАУНД по рисованию с натуры. Их особенность заключается в том, что художники делают наброски с движущихся моделей. В качестве натурщиков выступают танцоры Poema Theatre — в течение всего времени сессии они двигаются в танце буто — самом медленном в мире.
В «Партитуре движения» встречаются театр, изобразительное искусство и технологии, а зритель может ощутить себя в роли себя художника и хореографа. В течение выставки каждый посетитель может принять участие в студиях рисования.
19:30 — 21:00
Открытая лекция
Протей Темен
Видео-проекция с перформативным элементом
1 этаж, в пространстве выставки
Протей Темен — мультидисциплинарный художник, который стремится расширить границы традиционных жанров искусства. В пространстве экспозиции Протей проводит для посетителей живые сессии ХМАТа — художественного междисциплинарного антитеатра. ХМАТ уходит от конкретных дисциплин и объединяет различные формы и форматы — составные части произведений, и/или несколько самостоятельных работ — в одну качественно новую.
Основным фрагментом проекта становится видео-проекция с перформативным элементом «Открытая лекция». Лекция основана на серии выступлений «Карта, Слово, Пятно и Ритм», прошедших в Московском музее современного искусства в апреле 2017 года. Диалог материи, пространства, времени и попытка измерения случайного через иллюзорные сетки культуры становятся основной темой выступления.
20:00 — 21:00
Медленные танцы
Владислав Наставшев
Музыкальный перформанс
Эстрада
Музыкальный перформанс Владислава Наставшева «Я говорю, что люблю тебя» прошел в конце мая 2018 года в Новом Пространстве Театра Наций. Наставшев — признанный в России и Латвии режиссер, известный спектаклями в «Гоголь-центре», номинант на «Золотую маску». На его примере хорошо видно, как театр сближается с современным искусством: режиссер сам создает музыку, поет, разрабатывает сценографию, делает костюмы, пишет сценарии для своих спектаклей, а для Манежа — выступает в технике перформанса. Вместе с музыкантами «Гоголь-центра» Наставшев исполняет советские песни 1950-70-х годов, забытые широкой публикой. В этой работе он изучает отражение минувшего в настоящем и неизбежное повторение собственных ошибок. Режиссер старается ненадолго оживить перед зрителем трогательные частицы прошлого. Каждый слушатель может поучаствовать в перформансе — перед сценой с музыкантами устроена стилизованная площадка для танцев.
19:00 — 19:40
Электроакустический дуэт
Кристина Казарян, Сергей Филатов
Эстрада
Quite string evening — проект двух экспериментальных музыкантов. Кристина Казарян — мастер импровизации и новой академической музыки, играет на арфе и ее электронной версии. Сергей Филатов — звуковой художник, создатель и конструктор звуковых скульптур и новых музыкальных инструментов. Оба новатора склонны к спокойной, размеренной мелодике, негромкому звучанию и сдержанной манере исполнения. Музыкальные сессии дуэта сочетают саунд-арт, музыку и перформанс. Каждое выступление уникально — оно построено на импровизации и никогда не повторяется в прежнем виде. Впервые проект был представлен в галерее ГРАУНД Ходынка.
20:00 — 21:30
Двухчастный спектакль
Режиссер Федор Павлов-Андреевич, художник Катя Бочавар, драматург Людмила Петрушевская. В исполнении Юлии Шимолиной
Эстрада
«Сказка о часах» — третья по счёту говорящая скульптура, составившая часть трилогии «Три штуки молчания» (другие две части — «Нина Комарова» и «Старухы»). Прозаический текст превращен в монолог и составляет фундамент говорящей скульптуры, а скульптурная форма таит в себе человеческий сюрприз. Как оно бывает у Петрушевской, это история мамы, дочки и старушки, выпускающих день на волю Божию, — история каждого человека, маленького в повседневности и огромного в отдельные моменты. У актрисы нет не только рук (как в случае со скульптурой «Старухы»), но и головы с шеей (как в случае с «Ниной Комаровой»). Одно лицо, укутанное темнотой, на котором написана вся история и которое заботливый скульптор периодически пытается долепить и улучшить по ходу действия пьесы.
Режиссер Федор Павлов-Андреевич, художник Катя Бочавар, драматург Людмила Петрушевская. В исполнении Алины Насибуллиной
Актовый зал
«Йелэна» — это говорящая скульптура по рассказу Людмилы Петрушевской «Новые приключения Елены Прекрасной». «Йелэна» сделана специально для молодой звезды Мастерской Брусникина Алиной Насибуллиной. Это история о сверхженщине, которая могла бы стать, как положено по истории, причиной войн и смут, восстаний и захватов городов, но вместо этого становится причиной маленького и никому не видного счастья. «Йелэна» — первый спектакль Павлова-Андреевича в театре «Практика» и первый случай, когда актриса делит главную роль, по замыслу Кати Бочавар, с многочисленными зеркалами, которые вместе с телом актрисы и составляют говорящую скульптуру. «Потому что одного простого отражения было бы достаточно чтобы исчезнуть, никуда не исчезнув». (Л. Петрушевская, «Новые приключения Елены Прекрасной»).
17:00—22:00
Крик
Перформанс в рамках проекта «Семеро смелых»
Лиза Морозова
1 этаж, в пространстве выставки
Обнаженная, в маске «Крик», автор стоит в центре круга, выложенного из битого стекла. При появлении зрителя она пытается приблизиться к нему. Испытывая боль, она принимает позу персонажа картины Мунка. Боль и экзистенциальное отчаяние художника, переданные Мунком в его картине «Крик», сегодня скомпрометированы масс-культурой. Персонаж этой культовой картины стал прообразом маски маньяка-убийцы из одноименного фильма ужасов, а затем – товаром из магазина карнавальных костюмов. Лиза пытается вернуть этому образу изначальное значение. Причиняя боль своему телу, она вступает в диалог с Мунком, становится его персонажем, попавшим в современный мир.
19:00 — 20:40
Двухчастный перформанс
Варя Lisokot
Эстрада
Lisokot — певица, художник, поэт и композитор, автор большого количества музыкальных перформансов. Работает в жанре подготовленной импровизации, используя собственный голос как единственный инструмент. Часто обращается к советскому песенному наследию, методом деконструкции переосмысляя его, и, тем самым придавая новую форму и звучание. За последние два года выпустила сольный альбом «Туман» на московском лейбле Aelitа records и презентовала его в форме персональной выставки в галерее Fragment в Москве, а также записала EP Walzerzyklus в коллаборации с Уве Шмидтом на немецком лейбле Raster. Для выставки «Здесь и сейчас!» она выступит с программой «Фонетика». Взяв за основу произведения советского песенного наследия 30-х и 60-х годов, посредством голоса Lisokot деконструирует их, придавая новую полифоническую форму духовной музыки Ренессанса.
Наталья Пшеничникова
Актовый зал
Перформанс-инсталляция «Голос. Колодец воспоминаний» — четвертый проект певицы и аудиохудожницы Натальи Пшеничниковой, художественного руководителя театра «Ла Гол». Проект из серии «Колодец» выполнен на стыке перформанса, инсталляции и этнографического исследования. В основе работы — интервью с четырьмя женщинами из Владикавказа, каждой больше 80 лет. Их голоса и записи воспоминаний художница превратила в музыкальную композицию жанра саунд-арт. Музыкальная ткань произведения создана самой ритмикой речи, взаимодействием русского и осетинского языков и дополнена музыкой Пшеничниковой к не снятому фильму “Civil war”. В Манеже автор комментирует запись и добавляет живой голос — пение и содержательные интерпретации смысловой части текста.
TRY ME ON I’M VERY YOU («Меня попробуй — это ты»)
Перформанс в рамках проекта «Семеро смелых»
Фёдор Павлов-Андреевич
1 этаж, в пространстве выставки
В коллаборации с ателье Playtronica и выдающимся российским композитором и философом Владимиром Мартыновым художник превращает свое тело в музыкальный инструмент, игра на котором не требует от зрителя иной подготовки, кроме эмоциональной. Где в данном случае границы, отделяющие зрителя от произведения искусства? Кто является его автором? Художник задает эти вопросы, продолжая тематику работ The Holes of My Glory (2009, Галерея Paradise Road, Лондон) и The Blue Jeans (2016, Музей Kunstlerhaus, Вена).
14:00 — 17:00
Дмитрий Волков, Вик Лащенов, Вера Щелкина
Актовый зал
«Лаборатория самозванства» — это художественный проект, работающий с обычно некомфортным для современного человека ощущением себя самозванцем. Объединяя методы современного танца и телесных практик, «Лаборатория самозванства» предлагает зрителю получить необычный опыт проживания художественного произведения в качестве его непосредственного участника и взглянуть на самозванство как на тактику, образ действий в современном быстро меняющемся мире.
В общем, если:
— вам хочется прикоснуться к современному искусству, но в музее скучно, а в театре пахнет нафталином;
— ходить на сеансы психотерапии надоело;
— а качалка для такого интеллектуально развитого человека, как вы, слишком простой способ контакта с собственным телом;
— и наконец, вы пытаетесь понять, про что сегодняшний современный мир, и верите, что это знание интуитивно и неуловимо, то добро пожаловать на «Лабораторию самозванства”!
Сессия длится 3 часа без перерыва, и вам будет удобнее провести ее в одежде и обуви, не стесняющей ваших движений. Мы не гарантируем исцеления, но верим, что вас это не остановит!
Драматург: Катя Ганюшина.
17:00 — 20:00
Двухчастная лекция
Виктор Мазин, Борис Клюшников
Эстрада
Виктор Мазин
Современное искусство – то, которое в связи с сегодняшними тенденциями в культуре обнаруживается здесь и сейчас; но, впрочем, не только. Оно, если следовать психоаналитической логике, действует также там и тогда. Это отсутствующее присутствие можно понимать как фантазию. Именно способность к фантазированию позволяет художнику увидеть и представить реальность иначе, чем ее конституирует господствующая идеология. Психоанализ, как и современное искусство, в своей устремленности к фантазии, также предлагает иную картину реальности, иное ее видение. Связь современного искусства с психоанализом прослеживается в самых разных историях. Если психоанализ – это прежде всего этика, как подчеркивал Лакан, то путь к ней пролегает через эстетику. Нет ничего удивительного в том, что Фрейд «параллельно» кантовской эстетике возвышенного, столь важной для современного искусства, создал не менее важную для него эстетику жуткого. Виктор Мазин – психоаналитик, теоретик визуального искусства; основатель Музея сновидений Фрейда; преподает в СПбГУ и Институте психоанализа; автор множества книг и статей, переведенных на разные языки мира.
Борис Клюшников
Искусство всегда находилось в спорных отношениях с теорией и философией. Искусствоведы классической эпохи пытались определить автономную предметную область искусства, чтобы вывести его из поля эстетики. Сегодня различные коммерческие платформы начинают с заявления о том, что искусство нельзя понять без теории, тем самым вводя теорию в сферу платных образовательных услуг, важных для нахождения в мире искусства. На этой лекции Борис Клюшников рассмотрит несколько способов взаимодействия искусства и теории и раскрыть основные позиции современных философов на эту тему. Безусловно, кроме понимания искусства необходимо конкретизировать изменение статуса теории в кризисные моменты и понять, как теоретическая практика может быть полезна в нашей ситуации. Борис Клюшников – философ, теоретик современного искусства, преподаватель кафедры «Кино и современного искусства» РГГУ, института БАЗА, школы фотографии и мультимедиа им. Родченко, критик.
19:00
Музыкальный перформанс RandomTala
Сергей Филатов
1 этаж, в пространстве выставки
Концерт импровизационной музыки в исполнении струнного трио, в котором музыканты играют на скрипках и в реальном времени взаимодействуют с роботизированной звуковой скульптурой.
Название звуковой скульптуры Сергея Филатова RandomTala происходит от слов random (англ.) — случайный и tala (санскрит) — ритм. Струны инструмента воспроизводят звуки в случайно запрограммированном порядке, с непрогнозируемой силой, громкостью и скоростью. Звуки, непредсказуемо исходящие из разных точек, складываются в единый мелодический рисунок. Автор предлагает нам ощутить еще одно измерение реальности — звуковое.
20:00 — 21:00
Моноспектакль
Алексей Юдников
Актовый зал
Актер Алексей Юдников играет в Театре.doc. В Манеже он представляет проект «Носитель» — актер пересказывает кинофильмы в формате перформанса. «Носитель» — сам Юдников, он выполняет роль человека-флешки. В его памяти хранится множество старых и новых фильмов, поэтому проект не повторяется. Каждый раз актер пересказывает новое кино — свое любимое или запрошенное зрителем. Он вербализует визуальные образы фильма, пересказывает спецэффекты, объясняет шутки. Проект возрождает архетипическое устное творчество — актер перерабатывает, проигрывает известный сюжет и каждый раз заново вовлекает в него. Харизма и энергия авторской подачи трансформируют существующий опыт в новые переживания. Юдников не стесняется в средствах выражения, словах и не считается с чувствами зрителя. На выставке актер представит самые эффектные выступления за все время существования проекта.
18+
16.00 — 18.00
Чем богаты
Разговоры и чаепитие вокруг съедобного искусства с художниками, жильцами дома и кураторами галереи «Чрезвычайная коммуникация»
1 этаж, в пространстве выставки
В рамках проекта «Чрезвычайная коммуникация», художники, жильцы дома на ножках и кураторы галереи накрывают стол и приглашают гостей на разговор об искусстве, современности и личном опыте. Идея гостеприимства связана с идеей угощения и едой как с предметами для разговора за праздничным столом. На столе Чрезвычайной коммуникации кроме обычной еды будет еда, сделанная художниками, — съедобное искусство.
19:00 — 20:30
Лекция
Федор Павлов-Андреевич
Эстрада
Директор Государственной галереи на Солянки и перформансист Федор Павлов-Андреевич, сам того не желая, попал в заголовки новостей, завершив свою серию перформансов «Подкидыш» подбрасыванием на одно из главных светских событий мира — бал Met Gala в Нью-Йорке. Этому предшествовали четыре других эпизода «Подкидыша», состоявшиеся в течение предыдущих двух лет. О своем опыте человека-бомбы, о 24 часах, проведенных в американской тюрьме, о новых лучших друзьях-адвокатах, реакции журналистов, о глупых шутках по поводу перформанса и о веселых догадках остроумцев — обо всем этом Федор Павлов-Андреевич расскажет широкой публике в рамках своего public talk.
20:00 — 21:00
Двухчастный спектакль
Актовый зал
Режиссер Федор Павлов-Андреевич, художник Катя Бочавар, драматург Людмила Петрушевская. В исполнении Жени Борзых
«Нина Комарова» — говорящая скульптура, составившая часть трилогии «Три штуки молчания» (другие две части — «Сказка о часах» и «Старухы»). В основе проекта — одноименный рассказ писательницы Людмилы Петрушевской. Героиню сказки играет молодая актриса Женя Борзых — она окончила Щукинское училище, выступала в МХТ и центре им. Вс. Мейерхольда и пела в проекте СБПЧ. Скульптура рассказывает о девочке — в три года она потерялась в лесу, а вышла оттуда взрослой девушкой. Сам режиссер говорит, что «Нина» — о том, что самые страшные истории кончаются хорошо, надо только ждать и терпеть, невзирая ни на каких комаров.
Режиссер Федор Павлов-Андреевич, художник Катя Бочавар, хореограф Дина Хусейн, драматург Людмила Петрушевская. В исполнении Жени Борзых, Юлии Шимолиной, Дины Мирбоязовой и Бориса Пертцеля
Проект режиссёра и художника Фёдора Павлова-Андреевича сделан в жанре «драмтанец», который соединяет в себе приметы современного танца и постдраматического театра. В проекте нет не только записанного звука и реквизита, но и декорации как таковой, только расстеленная там, где предполагается сцена, крафтовая бумага — самый нейтральный фон из всех возможных. Функцию декораций принимают на себя костюмы — они практически сливаются с крафтовой бумагой по причине своего телесного цвета, но зато их форма — новообразования, наслоения, похожие на древесные грибы и лоскутное одеяло одновременно — не оставляет сомнений: перед нами декорации, которые актеры носят на себе подобно улиткам.
Пьеса Петрушевской «Анданте» была написана в 1975 году. Спустя 40 лет текст«Анданте» теряет какой-либо исторический референс и снова начинает опережать время. В тексте речь идёт о каких-то дивных веществах, приняв которые, человек чувствует себя молодым и прекрасным. Именно этим — поиском таких дивных средств — и озабочена большая часть успешного человечества, которая наверняка примет «Анданте» за чистую монету, подумав, что этот текст написан на злобу дня, сегодня, сейчас.
17:00 — 22:00 (non-stop)
Первая читка новой пьесы Людмилы Петрушевской
Режиссер Федор Павлов-Андреевич, драматург Людмила Петрушевская, актеры Мастерской Дмитрия Брусникина
1 этаж (пространство выставки), №20
Актёры Мастерской Дмитрия Брусникина представят никому не известный, хотя и априори классический текст русского театра, написанный Людмилой Петрушевской в 1984 году. Актеры прочитают пьесу вслух и по ролям в режиме, придуманном режиссером Павловым-Андреевичем ещё в середине нулевых — и называемом «быстрым театром». Идея быстрого театра заключается в предельном остранении текстового тела постановки. Актёр, читающий текст, не особенно с ним знаком. Роли условны. Задана механика жеста. 18 молодых артистов, сменяя друг друга, будут в течение пяти часов без остановки читать «Доказательство» — до того самого мгновения, когда их настигнет ночь. Единственной декорацией станут три длинные скамьи, сидя на которых и постепенно пересаживаясь, актёры и будут читать пьесу. «Текст меня по правде потряс. В нем нет главных действующих лиц, в нем смыты лица и приметы времени, а есть гнетущая темнота и механическая воля взирающего ока — того самого, которое способно поглотить всё и вся. Эта пьеса — трагедия нашего времени — и очень важный текст для современного русского театра. Читка с брусникинцами станет для меня особенной режиссёрской радостью — тем более, это будет второй опыт нашей совместной работы. Надо надеяться, что пятичасовые бдения заложат фундамент для будущего спектакля», — говорит Фёдор Павлов-Андреевич.
20:00 — 21:30
Двухчастный музыкальный перформанс
Эстрада
Александр Сереченко
В первом отделении вечера выступит Александр Сереченко — музыкант-экспериментатор и программист. Его проект Solo.operator — это синтез эстетического и рационального начал, музыки и технологии. Музыкант вырос в среде ученых, с детства осваивал современные технологии, программирование и учился на кафедре криптографии и информационной безопасности МИФИ. Параллельно с этим развивался его интерес к музыке — экспериментальной сцене, фри-джазу, саксофону, домашней DIY-звукозаписи. Со временем оба увлечения объединились и породили ряд работ в жанре сайнс-арт и медиа-арт. В своих выступлениях Александр использует нестандартные, экспериментальные и измененные техники игры на баритон-саксофоне — это дает обилие разного по фактуре материала. Затем записи обрабатываются при помощи авторских алгоритмов — все повторения, искажения и изменения последовательности звуков запрограммированы музыкантом.
Алексей Борисов, Сергей Летов, Юрий Яремчук, Владимир Китляр (aka RadioBOB)
Второе отделение вечера — концерт корифеев московской экспериментальной сцены. Каждый из музыкантов сотрудничал со множеством международных проектов, институций, исполнителей и композиторов. В Манеже выступают:
Алексей Борисов — звуковой художник, композитор и мультиинструменталист. Играет на гитаре, клавишных и электронных инструментах. Борисов совмещает электронное звучание с живыми инструментами и работает в жанре свободной импровизации. Музыкант тесно связан с современным искусством — арт-проектами, театральными постановками, видеоискусством, режиссурой, танцем и перформансом.
Сергей Летов — музыкант, саксофонист, импровизатор, мультиинструменталист и создатель оригинальных инструментов. Играет на саксофонах (сопрано, тенор, баритон, C-Melody), бас-кларнете, флейтах (в том числе на флейте пикколо и альтовой), этнических деревянных духовых инструментах, духовых MIDI-контроллерах и инструментах собственного изобретения. Летов работал в кинематографе, театре и аккомпанировал выступлениям современных поэтов.
Юрий Яремчук — композитор, мультиинструменталист и импровизатор. Один из первых представителей нового джаза в России. Играет на сопрано- и тенор-саксофоне, кларнете и бас-кларнете. Яремчук — радикальный экспериментатор в области композиции и импровизации. Участвовал во множестве событий современного искусства.
19:30 — 21:30
Трехчастный музыкальный перформанс
Алексей Коханов
Актовый зал
Алексей Коханов — певец, импровизатор и перформер с классическим музыкальным образованием. В Манеже его выступление состоит из трех частей — перформанса, лекции и мастер-класса по вокальной импровизации.
Название перформанса — Limen (порог — лат.). Так называют переходное состояние тела, разума или психики. Перформансист раскрывает это явление на примере оперной арии Валентина из «Фауста» Шарля Гуно. Он деконструирует исполнение арии и показывает, какие физиологические и психологические процессы происходят в этот момент.
Расширенные техники — все приемы исполнения, принятые в современной музыке. Для вокала это йодль, гроулинг, горловое и обертоновое пение. На лекции Коханов расскажет об источниках разных техник вокала. Интереснее всего, что лектор может не только описать, но и продемонстрировать множество способов воспроизведения звука голосом.
В первых двух частях выступления исполнитель знакомит слушателей с теорией: из чего состоит пение и какое оно бывает. В третьей части он предлагает каждому участнику изучить некоторые вокальные техники, изобрести свои и задействовать их в коллективной голосовой импровизации.
17:00—22:00
14:00—21:00
14:00—21:00
Ложь. Страх. Смерть. Забвение
Перформанс в рамках проекта «Семеро смелых»
Андрей Кузькин
1 этаж, в пространстве выставки
Художник находится в пирамиде, на гранях которой последовательно написаны слова «ЛОЖЬ», «СТРАХ», «СМЕРТЬ», и медленно перемещается среди публики. Какой гранью он прикоснется к зрителю, или зритель коснется его? Быть может, ответ кроется в том, что к пирамиде крепится шар с надписью «ЗАБВЕНИЕ»?
20:00 — 21:30
Танцевальная компания По.В.С.Танцы
Актовый зал
В этой работе художники размышляют о предопределенности и реальном проживании и еще о желании оставить след. Как и в других своих работах они продолжают исследовать возможности размывания границ между художественной практикой и жизнетворчеством.
Партитура событий для каждого представления разыгрывается заново.
Отдельные события (драматургические пазлы) можно разделить на 2 категории. Часть из них — повседневные действия, увиденные как художественные; другие — артистические высказывания, сформированные из сегодняшнего, глубоко личного ощущения жизни. Каждый раз, собираясь в новую последовательность, каждый из этих пазлов мутирует и открывается по-новому для всех, в том числе и самих художников.
«Мы называем это спектаклем потому, что, несмотря на то, какая последовательность нам выпадет, в момент исполнения неизбежно возникает драматургия и драматизм. Мы говорим, что это перформанс, потому, что весь материал — это манифестация наших реальных личностей и реальной связи, и все происходящее тождественно себе».
Концепция, исполнение — Албертс Альбертс и Александра Конникова, музыка Ричардаса Норвилы в исполнении “The New Oslo Losers Trio” (Норвегия), художник по свету – Евгения Кауфман, сценография, графический дизайн – Вадим Коптиевский, костюмы – Албертс Альбертс. В спектакле также звучит песня «Любовь причиняет боль» в исполнении группы «Эверли Бразерс», использованы отрывки из рассказа Х.Л. Борхеса «Палаты с фигурами» и стихотворения А.С. Пушкина «Осень».
16.00 — 18.00
Совет дома: медиация на заданную тему
Дискуссия в рамках проекта «Чрезвычайная коммуникация»
1 этаж, в пространстве выставки
Вместе с участниками актива Дома на ножках, жителями и художниками мы проведем разговор о проблемах коммуникации в закрытых и открытых городских пространствах, о создании сообществ и о том, какую роль в этом может играть искусство. Проведет медиацию Дарья Серенко, художница, создательница проекта #тихийпикет
18:00 — 19:30
Лекция
Ростан Тавасиев
Эстрада
Мультимедийный художник Ростан Тавасиев заметил, что научная фантастика часто обращается к науке и технике будущего, но почти не говорит об искусстве. Фантастика влияет на прогресс и ускоряет развитие технологий. Чтобы ускорить развитие художественной культуры, художник решил самостоятельно исследовать изобразительное искусство будущего. В своей программе он задействует множество современных художников. Тавасиев собирает информацию о возможностях развития искусства, просит коллег вообразить перспективы совершенствования своего творчества, старается заинтересовать создателей научной фантастики изобразительным искусством и ведет открытую базу идей на сайте www.imaginaryfutureart.com. Участники и слушатели лекции вместе воображают, куда движется искусство и что его ждет в далеком будущем.
20:00 — 21:00
Татьяна Чижикова
Актовый зал
Перформанс был создан в рамках лаборатории PER FORMA, проходившей в феврале 2017 года в Новом Пространстве Театра Наций. Тема лаборатории — коллаборация хореографов современного танца и архитекторов Московской Архитектурной Школы МАРШ. Отправной точкой для создания перформанса послужил архитектурный трактат Ле Корбюзье «О градостроительстве». Эта работа о зрительской свободе, смелости, о разрушении и воссоздании, о порядке и хаосе, о микро-модели социума/города в зрительном зале, о нашей способности коммуницировать и принимать решения. Куратор архитекторов — Наринэ Тютчева, голос — Федор Степанов, звукорежиссер — Надежда Тесленко.
12:00 — 19:00 (non-stop)
Перформанс-инсталляция
Проект Онэ Цукер
Актовый зал
7-часовая перформанс-инсталляция группы Онэ Цукер, к которой зритель может присоединиться, как и покинуть, в любой момент, помещает под пристальный взгляд пришедшего привычные нам действия. Здесь с художниками можно выпить чаю или погладить белье, и вдруг неожиданно для себя увидеть… танец.
Участники проекта: Дмитрий Волков, Тарас Бурнашев, Катя Калюжная, Катя Чадина, Катя Помелова.
16+
15:00
Московский дрейф
Участники: «Видимый комитет» — Артур Аракелов, Степан Есаян, Вера Неудобнова, Матвей Селякин, Анастасия Спасова, Елизавета Трусилова, Елизавета Фирсова
Психогеографический дрейф
Старт — м. Достоевская, памятник Александру Суворову
Группа московских старшеклассников и студентов «Видимый комитет» представляет проект «Московский дрейф» (реализованного при участии фонда V-A-C). Понятие «дрейфа» заимствовано из психогеографии — науки о том, как город влияет на сознание человека. Это специфический метод изучения среды, во время которого люди двигаются по городу хаотически, «дрейфуют». Группа фиксирует результаты своего дрейфа на карте Москвы и изучает их цифровой след — серию фотографий, привязанных к местности геотегом. Авторы проекта проведут два дрейфа для гостей выставки.
20:00 — 21:00
Эстрада
Антон Маскелиаде — электронный музыкант-экспериментатор, лауреат Премии Курехина. Для создания музыки он использует контроллер Leap Motion. Это устройство воспроизводит ранее записанный отрывок музыки или прием обработки и изменения звука по взмаху руки. Каждый элемент музыки привязан к определенному движению. Контроллер считывает жесты и трансформирует их в музыку. Каждый концерт Маскелиаде уникален. Музыкант импровизирует, он не продумывает движения заранее, а полагается на интуицию. Среди используемых отрывков — пение под гитару, шум толпы, звуки природы, голоса друзей и даже выдуманные слова. Маскелиаде сам создает видеосопровождение для выступлений.
17:00—22:00
Осторожно: горит и тает
Перформанс в рамках проекта «Семеро смелых»
Алина Насибуллина
1 этаж, в пространстве выставки
Работа «Осторожно: горит и тает» посвящена перепадам человеческих чувств и отсылает к канонической работе французской художницы Жины Пейн, воспроизведенной в 2007 г. Мариной Абрамович. Алина Насибуллина так же помещает свое тело между льдом и пламенем, только предельно обостряет чувствительность и чувственность двух состояний. Ее отношения со льдом обозначены огромной сосулькой, которую художница облизывает, пока не обморозит себе рот. Дойдя до предела, она переходит в противоположное состояние, помещая руки над включенными на максимум конфорками электрической плиты, и держит эти руки, пока они не начинают полыхать. В обоих состояниях художница неотрывно смотрит в глаза зрителям. Им предлагается заглянуть в самое нутро этой истории, повествующей о пределах человеческих эмоций.
17:30 — 22:00 (non-stop по сеансам)
Иммерсивный театр
Актовый зал
“Smile OFF” — проект бельгийской театральной компании Ontroerend Goed, адаптированный продюсером Федором Елютиным. Это работа в жанре иммерсивного театра. В таком театре нет классической драматургии, но он переносит зрителя в свой мир иными средствами. “Smile OFF” рассчитан на одного человека: он заходит в помещение, садится в кресло-каталку, его глаза закрывают маской, а руки фиксируют. Проект строится на доверии — зритель удивлен, но должен полагаться на ситуацию и невидимых для него людей. Границы традиционного театра стираются: неизвестные актеры наблюдают за эмоциями зрителя, а зал превращается в сцену. В ходе спектакля участник дезориентирован в пространстве и времени — это заставляет его создавать картину в своем воображении. В помещении находятся актеры — они дополняют атмосферу звуками, голосами, запахами и мягкими прикосновениями.
18+
20:00
17:00
18:00
Звуковые ландшафты
Выступление Петра Айду
1 этаж, в пространстве выставки
Петр Айду — известный пианист, композитор и экспериментатор в области акустического звука. В традиционном театре шумовые аппараты до цифровой эры использовались как вспомогательное средство выразительности и были скрыты от зрителя за кулисами, но в спектакле «Звуковые ландшафты» они выступают главными действующими лицами. Петр Айду работает с шумовыми машинами как с оркестром, выступающим под его управлением. В постановке нет сценария как такового — вся драматургия построена на смене аудиоландшафтов. Перемещаясь с театральной сцены в пространство выставки «Здесь и сейчас», проект существует в качестве пространственной звуковой инсталляции, в рамках которой состоятся три выступления ее автора.
19:00 — 22:00
Музыкальный перформанс
Алексей Сысоев, Дмитрий Овчинников, Александр Скобеев, Петр Ладен, Феликс Микенский
Актовый зал
В проекте «Продленка» музыка взаимодействует с киноискусством и перформансом. Выступление четырех музыкантов-экспериментаторов сопровождается шестью кинопроекциями и художественным освещением. Во время перформанса скрытые от зрителя музыканты играют на электронных и живых музыкальных инструментах. Среди них — двуручные пилы, лампы дневного освещения и любительские 8- и 16-миллиметровые пленочные проекторы. Одновременно с выступлением на восьми экранах транслируется трехчасовой видеоряд и фрагменты 8-миллиметрового кино.
В перформансе участвуют: Алексей Сысоев — импровизатор, джазовый исполнитель, автор музыки к театральным постановкам; Дмитрий Овчинников — электронный музыкант, импровизатор, близкий к современному искусству; Феликс Микенский — диджей, электронный музыкант, импровизатор; Александр Скобеев — медиахудожник и музыкант, Петр Ладен — видеохудожник, изучающий взаимодействие языка музыки и видео. Каждый из исполнителей сотрудничал со множеством российских и международных проектов, институций, музыкантов и композиторов.
17:00 — 22:00
14:00 — 21:00
Художник в собственном соку
Перформанс в рамках проекта «Семеро смелых»
Семен Мотолянец
1 этаж, в пространстве выставки
Художник сидит в бочке, законсервированный в «собственном соку», метафорически транслируя свою позицию о положении дел в российском художественном сообществе. Зрители имеют власть поддержать художника, бросая в воду монетки, а могут пройти мимо…
19.00 — 21.00
Бесплатное тиражное искусство
Тиражирование плакатов в рамках проекта «Чрезвычайная коммуникация»
1 этаж, в пространстве выставки
Сессия Александры Киселёвой, построенного на бесплатном ручном тиражировании плакатов из серии 1 – 11 2 пройдет в рамках проекта «Чрезвычайное коммуникация». Бесплатное тиражное искусство устанавливает прямые отношения между автором и зрителем. Тираж плакатов напрямую зависит от запроса зрителей, который можно осуществить во время сессий, а также в любое время по контактам автора, оставленным в экспликации.
20:00 — 21:00
Перформанс
Февралина Покровская, Евгения Фомина, Анна Симакина, Анастасия Рассохина, Алексей Кирсанов, Виктория Кудрявцева, Сергей Морозов, Полина Николаева, Лена Клабукова, Настя Мухамецинова, Григорий Мумриков, Федор Кокорев, Вик Лащенов
Эстрада
Проект соединяет практику заказа молебнов / церковных служб на исполнение желаний и кабаре а капелла хор, импровизирующий и создающий музыкальный материал в реальном времени.
В основе проекта лежит практика коллективного пения, направленная на поддержку исполнения желаний другого и собственных. Хор работает с импровизацией в разных музыкальных жанрах, включая в исполнение и тело, и голос.
Каждый желающий может написать своё желание и имя на бумаге, и опустить в золотую коробку. Распорядитель хора оглашает желание и желание пропевается со сцены. Мелодия песни и аккомпанемент выбираются хором самостоятельно. Текст создается по принципу аффирмативного утверждения. Каждое желание должно быть оплачено, сумма определяется на усмотрение обратившегося. Один человек может заказать исполнение одного желания.
Автор идеи: Вик Лащенов.
16:00 — 18:30
Катя Ганюшина
Актовый зал
Как устроен современный танец с точки зрения методов создания, техники работы с телом, отношений хореографа, исполнителя и зрителя? Почему и как на протяжении всей своей истории танец работал с аффектами?
Как это все сегодня может помочь в разработках искусственного интеллекта и решении проблем современности?
Обо всем этом на лекции Кати Ганюшиной, сразу после которой пройдет перформанс в формате социальной хореографии «Другое».
Социальная хореография — это своеобразный симбиоз социальных исследований и танца. Она проявляет, как мы соотносим себя с другими и в какие взаимодействия можем вступать. Иначе говоря, как мы образуем социальные связи, как сосуществуем вместе. Каждый участник перформанса, отвечая на вопрос хореографа движением, жестом или действием, делает свой выбор и становится создателем обще(ственно)го танца. В течение 40 минут группа в основном незнакомых людей формирует связи, отношения и становится обществом. Какое общество мы сформируем на этот раз?
Катя Ганюшина закончила МГУ им. М.В. Ломоносова. Изучала современное искусство в Лондоне в рамках совместной программы аукционного дома Christie’s и Университета Глазго. Получила магистерскую степень по истории и кураторству современного искусства. Читает лекции в ГЦСИ, Музее современного искусства Гараж, Манеже, Мультимедиа Арт Музее и др. Основатель и главный редактор roomfor.ru, переводчик. В качестве куратора создает и организует резиденции и показы работ художников современного танца. В качестве художника работает с форматом социальной хореографии. В рамках образовательной программы к выставке Тино Сегала (1 августа-14 сентября 2017) создала и исполнила в Новой Третьяковке 5-часовой перформанс «Смотритель».
20:00 — 21:00
Татьяна Гордеева, Екатерина Бондаренко
Актовый зал
Затрагивая тему профессионализма в искусстве, авторы проекта сконцентрируют свое внимание на особенностях профессии «перформер», которую по-другому можно было бы назвать «участник перформанса» или «участник танцевального перформанса».
Итальянский философ Паоло Вирно считает, что в мире современного труда «содержится исток беспрецедентных процессов, определяемых близостью к случайному, неизведанному и возможному». По его мнению, труд в эпоху постфордизма, меж тем, нуждается в «общественно организованном пространстве» и походит на виртуозное исполнение.
Определяя перформативное действие как практику, а не как произведение («праксис существует, когда действие имеет свою цель в самом себе») и воспользовавшись Аристотелевским разделением работы, или пойезиса, и политического действия, или праксиса, через понятие виртуозности («труд существует, когда создается объект, произведение, которое можно отделить от действия»), авторы постараются ответить на вопрос, кто является перформером, а кто нет, и как им стать? Что для этого необходимо пережить или переосмыслить. Может ли им стать человек «с улицы»: кассир, юрист, повар, сталевар? Возможно ли осуществить подобный опыт в короткий временной промежуток? И зачем этот опыт?
14:30 — 16:00
Мастер-класс по перформансу от Елены Ковылиной
Эстрада
Освоить азы жанра и попробовать себя в качестве художника перформанса сможет каждый желающий.
20:00 — 21:30
Фестиваль таперского искусства
Фортепиано: Николай Кабоев
Кинопроектор 35 мм: Николай Ефремов
Актовый зал
Фраза из заголовка события приписывается английскому писателю Оскару Уайльду. В своих заметках о путешествии по Америке конца XIX века он обратил внимание на таблички «Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет» на стене каждого салуна. В то время пианист, или тапер (taper (фр.) — стучать), — музыкант, игравший за плату в ресторанах, на танцевальных вечерах, а также на показах немых фильмов. С появлением звукового кино необходимость в музыкальном сопровождении исчезла. Для выставки «Здесь и сейчас!» Николай Кабоев, один из самых знаменитых пианистов и композиторов Осетии, возродит традицию начала прошлого века. Он будет озвучивать черно-белый детский фильм «Трое» («Дети») 1927 года по сценарию Владимира Маяковского. Кинолента о мальчишках 1920-х годов, разными путями пришедших в пионерский отряд, будет воспроизведена на оригинальном аналоговом оборудовании.
16:00 — 20:00
Открытые классы студентов ГИТИСа в рамках проекта «ДНК театра»
Выставка-перформанс
1 этаж, в пространстве выставки
Интерактивный проект MMOMA к юбилею ГИТИСа. Залы-лаборатории превратятся в факультеты ВУЗа: экспозиция одновременно станет студенческой репетиционной площадкой, местом для мастер-классов и творческих встреч. В качестве специальной программы проекта несколько студентов представят «внутреннюю кухню» трех курсов ГИТИСа — актерского Марата Гацалова, режиссерского Олега Кудряшова и балетмейстерского факультета.
19:00 — 22:00
Перформанс Ольги Кройтор
1 этаж (пространство выставки)
За основу перформанса взят перформанс Ольги Кройтор «2344» — такова длина нити, из которой было создано платье для первой версии работы. В завершающем проекте выставки «Здесь и сейчас!» художница отказывается от себя как главного исполнителя, ведь у режиссера и у перформера существуют собственные пути, которые им необходимо преодолеть. Работа рассказывает о взаимодействии, переплетении личных историй и опыта и образует паутину жизни.
Платье становится метафорой условностей существования. Это отсылка к более раннему перформансу художницы «Кокон», в котором иллюзорный кокон представлял образ мнимой защищенности. В данном случае платье становится накопленной «оболочкой», от которой каждому участнику предстоит избавиться, пройдя собственный путь естественным образом — пересекаясь друг с другом и создавая новую образную реальность. В ходе перформанса четверо мужчин и четыре женщины, каждый из которых оплетен платьем из одной цельной нити, обходят выставку, опутывая ее работы и конструкции и сильнее объединяя их друг с другом.
20:00 — 21:30
Лекция-концерт
Петр Айду, Григорий Кротенко
Эстрада
Сейчас творчество Чайковского ассоциируется с пафосом и официозом. Но современники композитора ценили его за сентиментальную, интимную, душевную музыку. При всем новаторстве мелодии Чайковского казались близкими и родными, их слушали, играли и пели в русских домах — от царского дворца до мещанских особняков. Петр Айду и Григорий Кротенко попробуют отойти от классически монументальной современной трактовки работ композитора, и воссоздать изначальное, «домашнее» звучание его произведений. Музыканты исполнят романсы Чайковского, пьесы из «Времен года» на фортепиано в четыре руки, и арии из его опер в переложениях. Исполнители побеседуют с посетителями о судьбах русской музыки и фортепианостроения, послушают граммофонные пластинки и попьют чаю с вареньем.
Купить электронный билет:
* — Внимание!
По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.
Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.