Департамент культуры города Москвы
Объединение «Манеж»
Лекции образовательной программы в рамках выставки «Рабочий и колхозница. Личное дело»
Выставочный центр «Рабочий и колхозница», Проспект Мира, 123б
Образовательная программа в рамках выставки выстроена вокруг двух направлений: свидетельств очевидцев – хранителей наследия художников и архитекторов, работавших в период расцвета монументального искусства СССР, и лекций культурологов, теоретиков и историков советского искусства.
19 февраля, 19.30
Встреча с Татьяной Крюковой «Самуил Адливанкин: трансформации масштаба»
Модератор – архитектурный обозреватель Мария Фадеева.
Широкой публике Самуил Адливанкин известен, прежде всего, как книжный график. Его «примитивистская» манера, выработанная на этапе НОЖа (Нового объединения живописцев) в начале 1920-х органично смотрелась в книгах, особенно детских, даже во времена сталинского поворота к реализму.
Однако, около 20-ти лет художник работал и в монументальном жанре. Начал в 1919 году в Бузулуке с росписи красноармейского клуба в стиле кубизма, а последняя его подобная работа была сделана для павильона Дальний Восток ВСХВ-ВДНХ, открывшегося в 1939-м, уже в традиции соцреализма. Поговорить о монументалистском этапе в жизни Адливанкина, о его отношении к масштабу произведения и о том, как он продолжал развивать собственное искусство в послевоенное время, мы пригласили внучку живописца Татьяну Крюкову.
Модератор – Мария Фадеева, архитектурный обозреватель, выпускница магистратуры МАРХИ. Один из авторов путеводителя «Новая Москва 4», соавтор идеи образовательного проекта «Свобода доступа», разработала 2 экскурсионных цикла для московского «Еврейского музея и Центра толерантности», курировала архитектурную и конкурсную программу 9-го фестиваля «Картония», участник команды проекта АРХИWOOD (выставочные и издательские проекты), в частности, автор идеи и сокуратор фестиваля деревянной архитектуры NORDIC WOOD.
В последние годы публикуется в периодических изданиях, включая «Ведомости.Пятница», «Эксперт. Недвижимость», «Афиша», «Артхроника», «Проект Россия» (выпустила 3 номера в качестве приглашенного редактора). Выступала модератором и организатором круглых столов по заказу института «Стрелки», проектов «Эшколот» и Officenext. Ведет курс «Культура и архитектура коммуникации» в архитектурной школе МАРШ совместно с Александром Острогорским.
23 февраля, 16.00
Лекция Глеба Напреенко
«Сталинское монументальное искусство. Грани пропаганды: архаика, классика, новаторство»
Сталинское монументальное искусство было одним из главных способов конструирования «фасада» социализма, якобы построенного в отдельно взятой стране. Оно преследовало пропагандистские задачи, в том числе, задачи создания целостной иллюзии, которая, среди прочего, реабилитировала некоторые категории ушедшей эстетики. К примеру, понятие прекрасного как идеального, как образца, с которым мог бы соотнести себя советский гражданин. Или же понятие возвышенного, как чего-то превосходящего индивидуальное сознание – как, например, пафос имперской государственной власти.
В то же время, методы изготовления и распространения сталинского монументального искусства отвечали новой технической, а также медийной реальности общества. В этом оно отчасти следовало идеям авангарда. Возможность серийного воспроизводства изменила статус произведения искусства. Размещение монументалистики в пространстве оказалось привязано к новым общественным узлам и артериям, в частности, транспортным. Наблюдая за соединением этих аспектов, мы видим особенности иерархического зонирования пространств, характерного для сталинской культуры.
Глеб Напреенко — историк искусства, художественный критик. Родился в 1989 году в Москве. В 2015 году окончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. Ломоносова. В 2012-2013 гг. — редактор журнала «Артхроника». В 2013 г. стал одним из редакторов сайта openleft.ru. В качестве автора сотрудничал с сайтами colta.ru, artchronika.ru, «Художественным журналом», журналами «Артхроника», «Искусство» и «Диалог искусств». Читает лекции по истории и теории искусства XX века.
Цикл проводится в сотрудничестве с Центром Авангарда.
Стоимость билета на любую лекцию – 300 рублей, 12+
Аккредитация: Объединение «Манеж» | +7 (495) 645-92-76 | pr.manege@gmail.com
Мероприятие проходит при поддержке 2do2go.
Купить электронный билет:
* — Внимание!
По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.
Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.