Анри Сала Раз за разом, 2003 Одноканальное видео, стереозвук, 5:22 мин Предоставлено автором, Bick Productions и Hauser & Wirth Anri Sala Time after Time, 2003 Single channel video, stereo sound, 5:22 min Courtesy the artist, Bick Productions and Hauser & Wirth
Билл Виола Переход, 1991 Памяти Винн Ли Виолы Видеозапись, ч/б, монозвук, 54 мин Bill Viola The Passing, 1991 In memory of Wynnne Lee Viola Videotape, black-and-white, mono sound, 54 min Photo: Kira Perov
Йозеф Бойс Пространство боли, 1984 Joseph Beuys Schmerzraum, 1984 Still from the video by Peter Kolb, 1984. Courtesy Peter Kolb, Joseph Beuys estate, VG BildKunst, Bonn.
Юлия Шарлотта Рихтер ты что-то слышишь, 2011 Видео, 07:45 мин Julia Charlotte Richter your hear something, 2011 Video, 07:45 min
Anna Hepp A Day and An Eternity, 2009 Видео, 25 мин Анна Хепп День и вечность, 2009 Video, 25 min
Марсель Мит Линия жизни, 2010 Фотография Предоставлено художником Marcel Mieth Corrected Life Line, 2010 Photography Courtesy the artist
Художники: Йозеф Бойс / Joseph Beuys (Германия), Билл Виола/ Bill Viola (США), Феликс Гонзалез-Торрес/ Felix Gonzalez-Torres (США-Куба), Янг Жензонг/ Yang Zhenzhong (Китай), Он Кавара/ On Kawara (Япония-США), Симон Дюббро Меллер/ Simon Dybbroe Moller (Дания), Юлия Шарлотта Рихтер/ Julia Charlotte Richter (Германия), Питер Розель/ Peter R?sel (Германия), Анри Сала/ Anri Sala (Албания-Франция), Анника фон Хауссвольфф/ Annika von Hausswolff (Швеция), Анна Хепп/ Anna Hepp (Германия)
Выставка создана: Отделом культурных программа Гёте-Института в Москве, Отделом изобразительного искусства Гёте-Института в Мюнхене, Музеем экранной культуры «Манеж/ МедиаАртЛаб»
В западной цивилизации тема старости, болезни и смерти табуирована, как никакая иная. Старые и больные люди исчезают из публичного пространства, смерть упрятана в хосписы и больницы. В эпоху главенства экономики даже над политической деятельностью фетишизация успеха и результата влечет за собой отрицание болезни, страдания и смерти. Вытеснение смерти из общественного сознания оказывает серьезное влияние на поведение и образ жизни людей. Ведь размышление о смерти, осознание собственной смертности потребовало бы иной этики – уважения и внимания, скромности и сочувствия.
Выставка «Размышляя о смерти» объединяет работы художников из США, Китая, Японии, Германии, Дании и Албании. Центром экспозиции можно считать тиражные объекты Он Кавары, предлагающие, с одной стороны, сосредоточиться на конкретном мгновении, а с другой – попытаться постичь чудовищную длительность времени. Анри Сала посвятил свое видео „Time after Time“ («Раз за разом», 2003) страданиям существа, обреченного на смерть, – зритель видит лошадь, умирающую на окраине Тираны. Молодые немецкие видео- и кинохудожницы Анна Хепп и Юлия Ш. Рихтер показали смерть с точки зрения интимной (Хепп) и, наоборот, обескураживающе-рациональной, дистанцированной (Рихтер). Изображение человека за занавесом Феликса Гонсалеса-Торреса, которое показывается не только на выставке, но и в пространстве города, можно интерпретировать как символ перехода от жизни к смерти. Этот же момент изображает и Билл Виола в кадрах работы „The Passing“ («Переход», 1991). Чрезвычайная плотность символических смыслов позволяет назвать этот проект вершиной творчества Билла Виолы. Янг Женьжонг создает в своем продолжающемся видео-проекте „I will die“ («Я умру») панораму разнообразных вариантов реакции людей на мысль о собственной смерти. Наконец, работы Симона Дюббро Мёллера и Петера Рёзеля обозначают два концептуальных полюса выставки: Мёллер дает волю своему желанию перехитрить смерть вопреки здравому смыслу, а обманчиво абстрактные скульптуры Рёзеля передают тот ужас, что принесли человечеству в XX веке диктаторские режимы и геноцид.
Эта выставка не претендует на вынесение этических или моральных суждений. Если и есть какие-то знания о смерти, то ни одно из них не является приоритетным. Смерть, как и рождение – это событие, выходящее за пределы нашей жизни; она может быть фактом, делающим жизнь абсурдной; она может быть переходом в вечную жизнь; осознание собственной смерти (и наш страх перед ней) отличает человека от животных. С другой стороны, возможно, именно смерть делает жизнь осмысленной. Если бы человечество не знало смерти, любой из наших поступков можно было бы повторять и исправлять снова и снова. Четкие границы жизни на земле побуждают нас внимательнее относится к собственным мыслям, словам и поступкам. И вследствие всего этого наше понимание смерти становится сложным и неоднозначным.
Эта выставка – . Поэтому здесь нет изображений насильственной смерти. Задача не в том, чтобы преодолеть невыразимость смерти, но в том, чтобы понять, каким образом об этом невыразимом можно размышлять.
Концепция: Леонард Эммерлинг, Вольф Иро
Дизайн экспозиции: Катерина Гарет
Координация: Катерина Гарет, Елена Румянцева, Елизавета Величко
В рамках выставки еженедельные экскурсии от кураторов Леонарда Эммерлинга (Гёте-Институт Мюнхен), Вольфа Иро (Гёте-Институт Москва) и Ольги Шишко (Музей экранной культуры Манеж/ МедиаАртЛаб Москва).
Проект проходит в рамках Года Германии в России 2012/13
Купить электронный билет:
* — Внимание!
По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.
Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.