Учреждение,
Подведомственное
Департаменту
Культуры
Города Москвы

«Одиссеи»

Проект «Книга Художника / Livre d’artiste». Из собраний Георгия Генса и Бориса Фридмана.
17 апреля — 2 июня 2013
Режим работы: вторник - воскресенье 12:00 - 22:00, понедельник - выходной
Стоимость билетов: в составе билета на посещение всех выставок нижнего этажа Центрального Манежа - 300 рублей, в составе комплексного билета на посещение всех выставок Центрального Манежа- 400 рублей, льготный - 20 рублей, стоимость фотосъемки - 100 рублей
Телефон: + 7 495 645 92 77

 

Андре Массон Иллюстрация к "Одиссее" Гомера, Пенелопа Офорт с акватинтой, 65х50 см, 1978

Андре Массон Иллюстрация к "Одиссее" Гомера, Одиссей, держащий свой лук Офорт с акватинтой, 65х50 см, 1978

Анри Матисс Иллюстрация к роману "Улисс" Джеймса Джойса, Сюжет с Калипсо Офорт,мягкий лак, 42х32 см, 1935

Ханс Эрни Иллюстрация к "Одиссее" Гомера, Афина и Пенелопа Литография, 39,5х28 см, 1957-1958

Ханс Эрни Иллюстрация к "Одиссее" Гомера, Евриклия омывает ноги Одиссею Литография, 39,5х28 см, 1957-1958

Марк Шагал Иллюстрация к "Одиссее" Гомера, Пенелопа с луком Одиссея Литография, 42,5х33см, 1974-1975

Марк Шагал Иллюстрация к "Одиссее" Гомера, Одиссей Литография, 42,5х33см, 1974-1975

Марк Шагал Иллюстрация к "Одиссее" Гомера, Афина отправляет Телемаха в море Литография, 42,5х33см, 1974-1975

Дизайн экспозиции: Юрий Аввакумов

Куратор: Борис Фридман

 

Новая выставка проекта «Книга художника / Livre d’artiste» – «Путешествие Одиссея»– представит иллюстрации к гомеровской поэме четырех художников: Андре Массона (1896–1986), Анри Матисса (1869–1954), Марка Шагала (1887–1985) и Ханса Эрни (р. 1909). Выполненные в жанре «книги художника» – оригинальной малотиражной печатной графики – эти работы были созданы в период с 1935 по 1978 год. Выставочный проект предоставит публике возможность не просто увидеть работы ведущих художников ХХ века, но и сравнить различные подходы к изображению событий одного и того же произведения. Каждый из созданных циклов иллюстраций к «Одиссее» Гомера по-своему представляет героев античной поэмы, их образы и деяния.

 

Фигуративный, примитивистский, легкий и красочный цикл литографий Марка Шагала словно приближает античных героев к современному зрителю. Антикизирующий, сдержанный и благородный стиль иллюстраций Ханса Эрни отдает дань традиции изображения древнегреческих богов и героев. Массон и Матисс в своем прочтении «Одиссеи» действуют смелее и радикальнее. Массон изображает персонажей поэмы в свойственной ему монохромной сюрреалистической манере, близкой к абстракции. Матисс в своих иллюстрациях узнаваем и прост: лаконичные силуэты фигур, созданные, кажется, всего в несколько касаний, представят зрителю совершенно другую, удивительную и неожиданную «Одиссею». Графические циклы Матисса и Массона представлены в экспозиции в полном объеме.

 

История возникновения в начале прошлого века «книги художника» –  livre d’artiste – неразрывно связана с текстом литературного произведения. При этом художник часто не ставил перед собой задачу буквального изображения конкретных сюжетных сцен и персонажей литературного текста. Это могли быть просто фантазии на тему или обобщенные образы. Тем не менее, прозаический или поэтический текст нередко становился основой или источником вдохновения для художников книги.

 

Термин livre d’artiste или livre de peintre, в переводе с французского означает «книга художника» или «книга живописца». Это издание литературного текста с иллюстрациями, являющимися оригинальной печатной графикой (литография, офорт, ксилография и т. д.), с  небольшим тиражом (от десятков до нескольких сотен экземпляров), отпечатанное на специальных сортах бумаги и оформленное определенным образом (как правило, несброшюрованные листы, коробка, футляр). В большинстве случаев эти издания подписаны автором, художником или издателем. В качестве литературной основы при создании «книги художника» во многих случаях выбирались классические тексты: это могла быть Библия, отдельные фрагменты или произведения  античной литературы. При этом в каждом случае художник по-своему, собственными изобразительными и техническими средствами вступал в диалог с иллюстрируемым текстом.

 

Все работы для выставки предоставлены двумя российскими коллекционерами – Георгием Генсом и Борисом Фридманом. Борис Фридман в течение многих лет собирает отечественную и зарубежную иллюстрированную книгу и книжную графику. По его инициативе был организован целый ряд выставок «книги художника» в ведущих московских музеях. Собрания Г. Генса и Б. Фридмана на сегодняшний день являются одними из самых больших и представительных в нашей стране.

 

        
        
        
				
рассказать в
Политика конфеденциальности
design by just design
Яндекс.Метрика
X
Правила продажи билетов
Возврат билетов

Купить электронный билет:

* — Внимание! По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей. Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.

Курс лекций Екатерины Гресь «Человек эпохи постмодерна»
Гостиный двор
Лекция 4 "Фуко-друг всех девчонок" (17 августа)
Гостиный двор
Лекция 5 "Ничто не забыто, никто не забыт (особенно Фрейд)" (24 августа)
Гостиный двор
Лекция 6 "Dilige, et quod vis fac (Люби и делай что хочешь). Постмодерн и религия" (31 августа)

Мастерская книги
Гостиный двор
Занятие 1 "Мастерская книги" (10 сентября)
Гостиный двор
Занятие 2 "Мастерская книги" (17 сентября)
Гостиный двор
Занятие 3 "Мастерская книги" (24 сентября)
Гостиный двор
Занятие 4 "Мастерская книги" (1 октября)
Гостиный двор
Занятие 5 "Мастерская книги" (8 октября)
Гостиный двор
Занятие 6 "Мастерская книги" (15 октября)
Гостиный двор
Занятие 7 "Мастерская книги" (22 октября)
Гостиный двор
Занятие 8 "Мастерская книги" (29 октября)
Гостиный двор
Занятие 9 "Мастерская книги" (12 ноября)
Гостиный двор
Занятие 10 "Мастерская книги" (19 ноября)
Гостиный двор
Занятие 11 "Мастерская книги" (26 ноября)
Гостиный двор
Занятие 12 "Мастерская книги" (3 декабря)
Гостиный двор
Занятие 13 "Мастерская книги" (10 декабря)
Гостиный двор
Занятие 14 "Мастерская книги" (17 декабря)
Гостиный двор
Занятие 15 "Мастерская книги" (24 декабря)

Всеобщая история искусств. Западное искусство ХХ века
Гостиный двор
Лекция 1 "Введение в изучение искусства ХХ века. Стиль "модерн" (6 сентября)
Гостиный двор
Лекция 2 "Первые "-измы" авангарда: фовизм" (13 сентября)
Гостиный двор
Лекция 3 "Первые "-измы" авангарда: кубизм" (20 сентября)
Гостиный двор
Лекция 4 "Первые "-измы" авангарда: экспрессионизм" (27 сентября)
Гостиный двор
Лекция 5 "Первые "-измы" авангарда: футуризм" (4 октября)
Гостиный двор
Лекция 6 "Рождение и развитие беспредметного искусства" (18 октября)
Гостиный двор
Лекция 7 "Европейское искусство межвоенного периода: дадаизм и сюрреализм" (25 октября)
Гостиный двор
Лекция 8 "Западное послевоенное искусство: абстрактный экспрессионизм и поп-арт" (1 ноября)
Гостиный двор
Лекция 9 "Искусство второй половины ХХ века. Минимализм, концептуализм, новые художественные жанры" (8 ноября)
Гостиный двор
Лекция 10 "Архитектура ХХ века" (15 ноября)