Учреждение,
Подведомственное
Департаменту
Культуры
Города Москвы

г. Москва, Манежная пл, д.1.

История советского кино в киноплакате. 1919-1991

13 мая — 12 июня 2016
Стоимость полного билета - 300 рублей, льготного - 50 рублей.

 

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и Московский музей дизайна при поддержке Министерства культуры Российской Федерации открывают выставку «История советского кино в киноплакате. 1919?1991». Проект подготовлен в рамках Года российского кино.

 

В экспозиции более 300 произведений знаменитых художников-графиков — Владимира (1899-1982) и Георгия (1900-1933) Стенбергов, Михаила Хазановского (1912-1990), Бориса Зеленского (1914-1984), Мирона Лукьянова (1936-2007), Василия Островского (1936-2012) и многих других. Это уникальные афиши 1920-х годов в стиле конструктивизма, редкие работы времен Великой Отечественной войны, плакаты к знаменитым советским фильмам эпохи «оттепели» и переломного позднесоветского периода 1970-1990-х годов.

 

Российские зрители знают и любят легендарные фильмы «Девять дней одного года» (режиссер М. Ромм, 1962), «Иваново детство» (режиссер А. Тарковский, 1962), «Не горюй!» (режиссер Г. Данелия, 1968), «Бриллиантовая рука» (режиссер Л. Гайдай, 1969), «Белое солнце пустыни» (режиссер В. Мотыль, 1970), «Двенадцать стульев» (режиссер Л. Гайдай,1971). Выставка «История советского кино в киноплакате. 1919?1991» — редкая возможность познакомиться с афишами к этим фильмам и с их авторами, а также проследить историю развития графического языка киноплаката, сконцентрировавшего многие передовые идеи своего времени.

 

История русского киноплаката началась в 1908 году, когда на экраны вышел первый отечественный игровой фильм производства ателье А. Дранкова «Стенька Разин». В то время художественные афиши театральных премьер и цирковых представлений стали неотъемлемой частью уличного оформления. На фоне всего этого многообразия киноплакат должен был выделяться и привлекать зрителя. В Советском Союзе киноплакат был одним из основных визуальных средств агитации за утопическое коммунистическое общество и важным индикатором социокультурных перемен и ценностей. Специфика этого жанра графического дизайна заключается в его тесной взаимосвязи с кино.

 

Выставка будет представлена четырьмя разделами:

 

1920-е годы

 

В 1920-е годы эстетика монтажного кино потребовала от киноплаката нового изобразительного языка. В этот период монтаж в киноплакате стал важнейшим стилеобразующим фактором; он соединил в одной композиции разномасштабные и разнофактурные элементы. На выставке будет представлена одна из знаковых работ этого периода — афиша братьев Стенбергов к классике отечественного немого кино «Девушка с коробкой» (режиссер Б. Барнет, 1927), а также киноплакаты к первому советскому фантастическому фильму «Аэлита» (режиссер Я. Протазанов, 1924) И. Бограда и знаменитому «Броненосцу «Потемкину» (режиссер С. Эйзенштейн, 1925) В. Силкина.

 

 

1930-е — середина 1950-х годов

 

Для персонажей киноплакатов 1930-х годов характерен пафос и социальный оптимизм героев Александра Дейнеки и Густава Клуциса. Однако к концу десятилетия эстетический уровень плаката снижается, его отличительной чертой становится схематизм. Киноплакат перестает играть заметную роль в художественной жизни.

 

Киноплакаты военных лет — уникальные свидетельства истории, напечатанные в одну-две краски на простой бумаге. Как и кино, они напоминали о доме, о любви, о том, во имя чего стоило побеждать.

 

В 1950-е годы киноплакат становится сюжетно-психологическим, раскрывая содержание и дух фильма. Художники-графики используют язык соцреализма, подчеркивая торжественность момента истории.

 

В экспозиции будут представлены афиши к фильмам «Молодая гвардия» (режиссер С. Герасимов, 1948) Бориса Зеленского, «Жди меня» (режиссеры Б. Иванов, А. Столпер, 1943) Иосифа Герасимовича, «Золушка» (режиссер М. Шапиро, 1947) Льва Офросимова и многие другие. На выставке также можно будет увидеть плакаты к фильмам, которые были сняты с проката.

 

1956-1969 годы. Эпоха «оттепели»

 

Относительная политическая свобода «оттепели» способствовала творческому раскрепощению художников. Плакатисты получили возможность выражать свое мнение, свободу «графического слова», «плакатного языка». Если стиль киноплаката 1920-х годов определял монтаж, то стиль «оттепельного» плаката определяет метафора. Метафоричны содержание, композиция, графика плакатов; портретные образы получают сложную драматургию; широко используется символика. В начале 1960-х годов в главное издательство киноплаката «Рекламфильм» приходит группа молодых талантливых художников — Мирон Лукьянов, Василий Островский, Лилия Левшунова, Вилен Каракашев. Эти художники создали собственный стиль, которому свойственна острота композиционных решений, подчеркнутая условность графического языка.

 

Зритель сможет ознакомиться с работами к фильмам «Полосатый рейс» (режиссер В. Фетин, 1961) Мирона Лукьянова, «Война и мир» (режиссер С. Бондарчук, 1966) Евгения Гребенщикова, «Морозко» (режиссер А. Роу, 1965) Василия Островского и другими.

 

Конец 1960-х — начало 1990-х годов

 

Расцвет киноплаката в этот период связан с изменениями, происходящими в обществе и сознании человека. Современность плакатного мышления и широкий диапазон выразительных средств помогли художникам адаптироваться к исторической ситуации. Сюрреалистические комбинации, иносказания, аллегории, символичность — все средства были использованы для создания плакатов, отвечающих требованиям новой действительности. Большую роль в киноплакате начинают играть фотография и живописное изображение. Плакат продемонстрировал новые возможности, которые открывал фотомонтаж, использующий кинокадры и рекламную постановочную фотографию.

 

Данный раздел выставки будет представлен афишами к таким фильмам, как «Чучело» (режиссер Р. Быков, 1984) Владимира Сачкова, «Игла» (режиссер Р. Нугманов, 1988) Вилена Каракашева, «Униженные и оскорбленные» (режиссер А. Эшпай, 1991) Олега Васильева и другие.

 

Московский музей дизайна подготовил к выставке образовательную программу. В ней примут участие директор Московского музея дизайна Александра Санькова, арт-директор Электротеатра «Станиславский» Степан Лукьянов, исследователь истории плаката, автор монографий, бывший хранитель плакатного фонда Российской государственной библиотеки Нина Бабурина, искусствовед, художественный критик, Член МОА «Союз дизайнеров» Александр Шклярук, графический дизайнер Эрик Белоусов. Детские мастер-классы проведет графический дизайнер Анна Астахова, создававшая плакаты для кинофестивалей.

 

Образовательная программа в рамках выставки:
 
24 мая 2016 года, вторник, 19:00
“Киноавангард в плакате”
 
 
В первые годы после Октябрьской революции плакат становится одной из основных форм художественного самовыражения. Особенно активно в нем начинают работать художники-авангардисты, чье искусство в своем стремлении создать и обустроить новый мир советского человека рука об руку шло с новаторскими исканиями первых кинематографистов молодого государства. О знаковых работах этого периода, которые благодаря мастерству живописи и графики, коллажа и фотомонтажа оповещали массового зрителя о новейших достижениях кино, расскажет Екатерина Лаврентьева, искусствовед, автор курса по истории графического дизайна в МГХПА им. С.Г. Строганова.
Лекцию читает Екатерина Лаврентьева, кандидат искусствоведения, доцент МГХПА им. С.Г. Строганова
 
 
31 мая 2016 года, вторник, 19:00
“Киноплакат вчера и сегодня: взгляд дизайнера”
 
 
Встреча, посвященная диалогу поколений в современном искусстве киноплаката, пройдет в формате открытой дискуссии с небольшим лекционным вступлением, в рамках которого будут продемонстрированы художественные тенденции в графическом оформлении, заданные в советские годы, на примере творчества известного художника-плакатиста Мирона Лукьянова. В дальнейшем зритель сможет стать свидетелем и участником диалога профессионалов, в рамках которого будут раскрыты основные направления работы сегодняшних дизайнеров, сотрудничающих с кино- и телеиндустрией. Как произошла та самая смена поколений, как осуществился переход от творчества художника к работе дизайнера? На эти и другие вопросы постараются ответить участники встречи.
Участники: Степан Лукьянов, художник, дизайнер, арт-директор Московского Музея Дизайна, соучредитель и арт-директор киноклуба “СинеФантом”;
Эрик Белоусов, российский дизайнер, участник дизайн-бюро “OstenGruppe”, старший преподаватель Факультета коммуникаций, медиа и дизайна и Школы дизайна НИУ ВШЭ
Модерирует Александра Санькова, дизайнер, искусствовед, директор Московского музея дизайна
 
 
5 июня 2016 года, воскресенье, 15:00
“Киноплакат с нуля” (6+)
 
Бывают ли такие киноплакаты, на которых нет ни одной картинки из фильма? И что делать, если под рукой есть только клей, бумага и коробка с карандашами? Многие крупные кинофестивали не боятся делать выбор в пользу простых решений, которые по силам даже детям. В рамках предлагаемого мастер-класса юные участники смогут попробовать себя в качестве художников-плакатистов, поверить в то, что для воплощения идеи достаточно самых обычных материалов и инструментов – как те, что есть у всех нас дома, и узнать, как сделать свои работы яркими, узнаваемыми и привлекательными. Как знать – быть может, кого-то, как и саму ведущую, этот опыт вдохновит на выбор будущей профессии?
 
Мастер-класс ведет Анна Астахова, графический дизайнер, специалист по киноплакату, арт-директор компании “Coolconnections”
 
 

Партнер проекта: Объединение «Манеж».

 

Пресс-агент ГМВЦ «РОСИЗО» — JMgroup, тел. +7 (495) 620 36 06

Мария Жук, m.jouk@jmgroup.ru, тел. +7 925 517 42 60

Наталья Говорухина, n.govoruhina@jmgroup.ru,  тел. +7 926 508 82 24 

Екатерина Козырева, e.kozyreva@jmgroup.ru, +7 926 344 49 62

 

 

znaki_cite_0+

        
        
        
				
рассказать в
Политика конфеденциальности
design by just design
Яндекс.Метрика
X
Правила продажи билетов
Возврат билетов

Купить электронный билет:

* — Внимание!

По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.

Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.

Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.


Персональная выставка народного художника Василия Нестеренко «Мы – русские, с нами Бог!»
Экскурсии по персональной выставке народного художника Василия Нестеренко «Мы – русские, с нами Бог!»