Из собраний: РОСИЗО, Института русского реалистического искусства и частных коллекций
При участии журнала «Огонёк» ИД «Коммерсантъ»
Кураторы: Марина Лошак, Екатерина Усова
Лучший сталевар Таганрогского государственного металлургического завода им. Андреева Иван Федорович Лесной награжден орденами Трудового Красного Знамени и орденом Ленина. Май, 1954 Цифровая печать Архив журнала «Огонёк» ИД «Коммерсантъ»
Берингов М.М. Сбор мандаринов в совхозе Чаква. 1930-е гг. 114х128 Холст, масло Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
МВО «Манеж» и Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», продолжая программу демонстрации, реконструкции и исследования искусства советской эпохи, представляют выставочный проект «Рабочие и колхозницы».
Живопись советского времени из собрания РОСИЗО, Института русского реалистического искусства, а также частных коллекций наглядно демонстрирует соцреалистический канон с его главными героями: рабочими, шахтерами, строителями, колхозниками… Художники – большинство из которых так и не стали знаменитыми (жанр в советское время был важнее авторства) – развивают тему «радостного труда»: Мария Каменская пишет сталеваров у большой поворотной печи, Екатерина Мельникова – экскурсию на завод «Шарикоподшипник»… Цементный завод, шахта №6, цех тяжелых автоматов, мартеновский цех, горячепрокатный цех гвоздильного завода становятся натурой для многочисленных живописных полотен. Появляются и сюжеты, решенные драматично и постановочно одновременно – это «Подписание соцдоговора» А. Вяземского и «Суд над прогульщиком» Николая Шнейдера. Темы сельского хозяйства в живописи соцреализма встречаются реже: городским живописцам это фактура была знакома меньше. «Сбор мандаринов в совхозе Чаква» Михаила Берингова, «На меже коммуны» Кузьмы Николаева – заметные вещи этого редкого жанра.
«Советский идеализм» – пафосный и возвышенный – отражен в пикториальных снимках Вадима Ковригина, репортера газеты «Вечерняя Москва» и фотографа ТАССа. Его «рабочие и колхозницы», снятые средним и крупным планом, практически не выставлялись и потому остались неизвестны широкой публике. Авторские отпечатки, предоставленные одним из московских частных собраний, раскрывают репортажные темы в неожиданном живописном ключе.
Отдельным блоком выставочного проекта станут фотоснимки из архива журнала «Огонёк», главного иллюстрированного издания СССР, предоставленные ИД «Коммерсантъ». Оригинальные журнальные обложки и отпечатки со слайдов и негативов развивают сюжеты главного жанра эпохи: производственного портрета. Фотографы издания – Дмитрий Бальтерманц, Александр Моклецов, Яков Рюмкин, Галина Санько, Семен Фридлянд… – часто снимали по нескольку кадров ответственного «парадного портрета на рабочем месте», такие дубли и будут выставлены в экспозиции, что позволит зрителю совершенно по-иному оценить работу фотографа, фоторедактора и архивиста «Огонька», представить масштабы фотоиндустрии советского времени.
Советский кинематограф, бывший одной из главных экспериментальных площадок 1920-х, в 1930-х годах развивает основные темы и сюжеты социалистического реализма. Образы сталинского кино – это «воплощение идеала в фигурациях настоящего, а не утопия будущего» (О. Аронсон) – будут представлены в кинозале музейно-выставочного центра. В кинопрограмму, подготовленную критиком и киноведом Вячеславом Шмыровым, войдут знаковые фильмы эпохи: «Богатая невеста» Ивана Пырьева и «Частная жизнь Петра Виноградова» Александра Мачерета.
Купить электронный билет:
* — Внимание!
По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.
Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.