Данько Н. Чернильница «Физкультурники». 1934 Собрание музея-усадьбы «Кусково»
Серов В. А. (1910-1968) «Строительница». 1964 Холст, масло. 158 х 116 Из собрания Музея современной истории России
Шеронова Варвара «Юнгштурмовка». 1928 Статуэтка Из собрания Музея МАРХИ
Кулагина В. «Международный день работниц». Москва-Ленинград. гос. изд-во 1930 Бумага, печать 108,2 х 71,6 см. ГИК 13296/16-1 Музей Революции
Guerrilla Girls Do women have to be naked to get into the Met. Museum? 1989 Copyright © 1989 by Guerilla Girls
VALIE EXPORT Identity Transfer 1 1968 (c) VALIE EXPORT courtesy Charim Galerie Wien
При участии: Государственной Третьяковской галереи, Музея современной истории России, Музея В.В.Маяковского, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Государственного выставочного центра РОСИЗО, Института русского реалистического искусства, Музея-усадьбы Кусково, Музея МАРХИ.
Кураторы: Марина Лошак, Олеся Туркина, Наталья Каменецкая
Выставка приурочена к 100-летию со дня первого празднования в России Международного женского дня. Феминистские идеи на протяжении ста лет претерпели трансформацию – от борьбы за равноправие и официальной идеологии до патриархального праздника «всех женщин». Выставка связана с переосмыслением феминизма сегодня. Она дает историческую перспективу, впервые объединяя ключевые фигуры от амазонок русского авангарда и зарождения западного феминизма до современных художниц.
Хронологически экспозиция начинается с амазонок русского авангарда, которые впервые стали равноправными участницами художественного процесса. Другая важнейшая тема – рождение феминизма в западном искусстве в 1960–70-х годов и его переосмысление в 1980–90-х. Мэри Келли, Марта Рослер, ВАЛИ ЭКСПОРТ, ОРЛАН по-новому поставили вопрос о социальной и гендерной идентичности. Группа Guerrilla Girls выступила против неравноправия женщин в мире искусства, гендерных стереотипов, эксплуатации женской сексуальности в кино и рекламе.
Ирина Нахова, Елена Елагина, Лариса Звездочетова (Резун), Мария Константинова, обратившись к гендерным стереотипам и идеологическим клише в 1980–90-х, осуществили критику тоталитарной идеологии. В скульптурах Наталии Турновой представлена амбивалентность взаимоотношений мужчины и женщины. На выставке показаны документации перформансов Елены Ковылиной, Лизы Морозовой, Марии Чуйковой, групп ТОТАРТ и ФНО.
Сегодня феминистское искусство обращается к личным переживаниям, критикует идеологические мифы и гендерные стереотипы, занимает активистскую позицию. Новое поколение российских художниц вторгается в городское пространство, создавая плакаты и граффити. Татьяна Антошина переосмысливает миф о первой женщине космонавте Валентине Терешковой. Аннушка Броше визуализирует сны Веры Павловны. Татьяна Ахметгалиева сплетает пространство личных переживаний. Анна Ермолаева испытывает на прочность социальную действительность. Чао Фей работает с идеей идентичности в новую виртуальную эпоху. Катаржина Козыра разыгрывает сцену из жизни роковой женщины Лу Андреас-Саломе. Кристина Лукас разворачивает во времени сюжет знаменитой картины Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ».
Скульптура Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница», ставшая самым заметным символом равноправия в СССР, может восприниматься как наиболее масштабный экспонат выставки. В свою очередь, история феминистского искусства, поддерживающая идею равноправия, обретает новые смыслы.
Олеся Туркина
Координатор: Екатерина Усова
Дизайн экспозиции: Творческое объединение «Десять»: А. Подкидышев, Т. Мурадова, И. Чиркин
Проект стал возможен благодаря поддержке компании Acer
Купить электронный билет:
* — Внимание!
По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.
Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.