С. М. Луппов Спортивные игры на стадионе. 1928 Холст, масло. 166 x 249
Пахомов Алексей Федорович У Петропавловской крепости. 1934. Холст, масло. 72,5x52.
Яковлев В. Н. Спор об искусстве. 1946 Холст, масло. 345 х 412
Самохвалов Александр Николаевич 1894 - 1971 Работница-строитель. 1934 Холст, масло. 96x67.
Ю. И. Пименов Женщина в гамаке. 1934 Холст, масло. 130 x 162
Из собраний: Государственный Русский Музей
Кураторы: Марина Лошак
Выставочный проект «Венера Советская» переносит образ античной богини любви и красоты в советскую эпоху, прослеживая эволюцию образа советской красавицы. Через все перипетии и смены идеологий проект прослеживает любопытную стилистическую преемственность, представляя краткую историю искусства советского времени на примере советской женщины – удивительного антропологического феномена и необходимой спутницы «Человека Советского». Так, на смену «девушкам в кожанках с наганом», «Венерам солдатским» 1920-х годов приходят героини труда и спорта 1930-х. Плакатная графика 1940-х зовет советских женщин на заводы, «за штурвал комбайна, за руль трактора». Хрущевская оттепель 1950–60-х открывает образы лирические и нарядные, реабилитируя изображение любовных сцен и повседневных занятий.
Конец 1910-х – 1920-е годы, период становления советской власти, характерны абстрактной телесностью, открытой устремленным в будущее авангардом. Зачастую без-ликие, почти прозрачные купальщицы и натурщицы Казимира Малевича и Александра Шевченко подчеркиваются вызывающей женственностью «Катьки» Владимира Лебедева, отсылающей к блоковской героини «Двенадцати», – живой и чувственной. Поиски формы и цвета, обращение к народной культуре и ярмарочной эстетике находят яркое воплощение в стилистике сезаннизма и неопримитивизма Аристарха Лентулова, Ильи Машкова и Петра Кончаловского.
Женские образы 1930-х годов пропагандировали стиль жизни трудовой и спортивной. Физкультурницы Александра Дейнеки, работницы и вузовки Александра Самохвалова, лодочницы Ксении Клементьевой долженствовали излучать «мажорный пафос» и соответствовать канонам социалистического реализма. Но в те же 30-е Юрий Пименов и Николай Тырса, сторонясь идеалов официальной доктрины и показного энтузиазма, пишут обнаженную натуру – по-импрессионистски светлую и легкую.
Стилистика и настроение портретов советских красавиц послевоенной эпохи во многом обязаны романтизму 60-х. Мечтательные «поздне-советские Венеры» Михаила Шемякина, Мая Митурича-Хлебникова и Александра Ведерникова порывают со стереотипом сильной женщины, заново пере-открывая натуру хрупкую и тонкую.
Проект «Венера Советская», этапный и многожанровый, был показан Русским музеем в 2007 году в Санкт-Петербурге. В Москве выставка открывает площадку «Рабочий и колхозница» Музейно-выставочного объединения «Манеж». Пространство внутри воссозданного павильона-постамента 1937 года, спроектированного Борисом Иофаном для скульптуры Веры Мухиной, ориентировано на демонстрацию проектов, посвященных искусству и истории советской эпохи.
Купить электронный билет:
* — Внимание!
По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.
Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.