Учреждение,
Подведомственное
Департаменту
Культуры
Города Москвы

г. Москва, Манежная пл, д.1.

Дата публикации: 2012.12.12

«Венера советская»

Выставка переносит образ античной богини любви и красоты в советскую эпоху, прослеживая эволюцию образа советской красавицы.
12 декабря — 3 февраля 2013

С. М. Луппов Спортивные игры на стадионе. 1928 Холст, масло. 166 x 249

Пахомов Алексей Федорович У Петропавловской крепости. 1934. Холст, масло. 72,5x52.

Яковлев В. Н. Спор об искусстве. 1946 Холст, масло. 345 х 412

Самохвалов Александр Николаевич 1894 - 1971 Работница-строитель. 1934 Холст, масло. 96x67.

Ю. И. Пименов Женщина в гамаке. 1934 Холст, масло. 130 x 162

Из собраний: Государственный Русский Музей
Кураторы: Марина Лошак

 

Выставочный проект «Венера Советская» переносит образ античной богини любви и красоты в советскую эпоху, прослеживая эволюцию образа советской красавицы. Через все перипетии и смены идеологий проект прослеживает любопытную  стилистическую преемственность, представляя краткую историю искусства советского времени на примере советской женщины – удивительного антропологического феномена и необходимой спутницы «Человека Советского». Так, на смену «девушкам в кожанках с наганом», «Венерам солдатским» 1920-х годов приходят героини труда и спорта 1930-х. Плакатная графика 1940-х зовет советских женщин на заводы, «за штурвал комбайна, за руль трактора». Хрущевская оттепель 1950–60-х открывает образы лирические и нарядные, реабилитируя изображение любовных сцен и повседневных занятий.

 

Конец 1910-х – 1920-е годы, период становления советской власти, характерны абстрактной телесностью, открытой устремленным в будущее авангардом. Зачастую без-ликие, почти прозрачные купальщицы и натурщицы Казимира Малевича и Александра Шевченко подчеркиваются вызывающей женственностью «Катьки» Владимира Лебедева, отсылающей к блоковской героини «Двенадцати», – живой и чувственной. Поиски формы и цвета, обращение к народной культуре и ярмарочной эстетике находят яркое воплощение в стилистике сезаннизма и неопримитивизма Аристарха Лентулова, Ильи Машкова и Петра Кончаловского.

 

Женские образы 1930-х годов пропагандировали стиль жизни трудовой и спортивной. Физкультурницы Александра Дейнеки, работницы и вузовки Александра Самохвалова, лодочницы Ксении Клементьевой долженствовали излучать «мажорный пафос» и соответствовать канонам социалистического реализма.  Но в те же 30-е Юрий Пименов и Николай Тырса, сторонясь идеалов официальной доктрины и показного энтузиазма, пишут обнаженную натуру – по-импрессионистски светлую и легкую.

 

Стилистика и настроение портретов советских красавиц послевоенной эпохи во многом обязаны романтизму 60-х. Мечтательные «поздне-советские Венеры» Михаила Шемякина, Мая Митурича-Хлебникова и Александра Ведерникова порывают со стереотипом сильной женщины, заново пере-открывая натуру хрупкую и тонкую.

 

Проект «Венера Советская», этапный и многожанровый,  был показан Русским музеем в 2007 году в Санкт-Петербурге. В Москве выставка открывает площадку «Рабочий и колхозница» Музейно-выставочного объединения «Манеж». Пространство внутри воссозданного павильона-постамента 1937 года, спроектированного Борисом Иофаном для скульптуры Веры Мухиной, ориентировано на демонстрацию проектов, посвященных искусству и истории советской эпохи.

        
        
        
				
рассказать в
Политика конфеденциальности
design by just design
Яндекс.Метрика
X
Правила продажи билетов
Возврат билетов

Купить электронный билет:

* — Внимание!

По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.

Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.

Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.


Персональная выставка народного художника Василия Нестеренко «Мы – русские, с нами Бог!»
Экскурсии по персональной выставке народного художника Василия Нестеренко «Мы – русские, с нами Бог!»