Департамент культуры города Москвы
Музейно-выставочное объединение «Манеж»
Галерея ARTSTORY
МВО «Манеж» совместно с галереей ARTSTORY представляет выставку «Ташкентский альбом. 1910–1970»: едва ли не впервые на постсоветском пространстве в рамках единой экспозиции будут собраны работы лучших советских графиков, живших и работавших в Узбекистане на протяжении более чем полувека, и тех, чья творческая судьба была неразрывно связана с республикой.
Основу экспозиции составят работы из собрания галереи ARTSTORY, дополненные произведениями из частных коллекций, галерей и фондов. Многие из них редкие: так, около десятка акварелей репрессированного Вадима Гуляева, чей архив был утрачен, считаются практически полным сохранившимся творческим наследием художника. Не знаком широкой московской публике и корпус графики Вениамина Кедрина, на определённом этапе ставшего центром ташкентского круга. Легендарные художники Александр Волков, Усто Мумин, Николай Карахан будут представлены малоизвестными работами, некоторые из них экспонируются в Москве впервые.
Самобытную национальную культуру Узбекистана всегда отличали тесные связи с русской культурой: здесь пережидала блокаду Анна Ахматова, сюда были эвакуированы московские художественные институты, школы и знаковые художники – Роберт Фальк, Владимир Фаворский, Александр Лабас, Сергей Герасимов и другие. В Узбекистане находится крупнейшее в мире собрание русского авангарда (Нукусский художественный музей).
О переходных явлениях культуры — художниках, выросших и обучившихся в России, но нашедших собственный язык и встретивших творческую зрелость в Узбекистане, говорят реже. Тем не менее, их наследие принадлежит культуре обеих стран и представляет большой интерес. Некоторые из них, как Вениамин Кедрин, Надежда Кашина и Александр Николаев (Усто Мумин), попали в Ташкент по распределению или по мандату. Другие, например, Вадим Гуляев, малоизвестный художник трагической судьбы, репрессированный при оформлении павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки по ложному политическому обвинению, оказались в Узбекистане случайно. Важно, что эти художники не просто остались в республике, но и стали родоначальниками местной версии авангарда, а позже и соцреализма. Они обогатили эти направления неповторимым узбекским колоритом, лиричностью и свойственной периферии свободой мысли и графической манеры.
На выставке в МВЦ «Рабочий и колхозница» будет представлено более 100 работ: графических листов, холстов, литографий и акварелей ключевых русских ташкентских художников. Среди них — Вениамин Кедрин, Вадим Гуляев, Александр Николаев (Усто Мумин), Александр Волков, Николай Карахан, Надежда Кашина, Владимир Рождественский, Виктор Уфимцев, Валентин Фадеев, Варшам Еремян. Художников объединяла не только схожая судьба, по вине или благодаря которой они оказались в Узбекистане, но и личные симпатии — все они общались, дружили, в той или иной степени влияли друг на друга. Были дружны ташкентские графики и с московскими и ленинградскими художниками — работы Ростислава Барто и Натана Альтмана также включены в экспозицию.
Отдельный блок выставки «Ташкентский альбом. 1910–1970» составляют 30 плакатов художественной мастерской «Окна УзТАГ» (первоначально — «Агитвитрина»), выпускавшей агитационные патриотические плакаты в период Великой Отечественной войны. Мастерская была сформирована 22 июня 1941 года по принципу московских «Окон ТАСС», с 1942 года «Окна УзТАГ» возглавлял Вениамин Кедрин, в выпуске плакатов принимали участие многие художники, представленные на выставке работами других жанров.
Аккредитация: +7 (495) 645 92 76, pr.manege@gmail.com
При участии:
Стратегический медиапартнёр:
Информационные партнёр:
Купить электронный билет:
* — Внимание!
По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.
Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.