Александр Сколозубов Женский портрет 1958 Бумага, литография. Л: 47 ? 62; И: 39 ? 51 Руководитель — В. А. Ветрогонский Методфонд факультета графики
Баир Гомбожав Двойная постановка 1967 Холст, масло. 100 ? 125 Руководитель — И. А. Серебряный Методфонд факультета живописи
Эльбрус Саккаев Двойная постановка 1965 Холст, масло. 132,5 ? 101 Руководитель — Е. Е. Моисеенко Методфонд факультета живописи
Олег Гадалов Геологи 1963 Холст, масло. 139 ? 200,5 Руководитель — Ю. М. Непринцев НИМ РАХ
Олег Савельев Проект городка студобщежитий в Северном районе Ленинграда 1966 Бумага, тушь. 99,7 ? 98,7 Руководитель — И. И. Фомин НИМ РАХ
Сергей Шмаков Проект планировки и застройки городка Госуниверситета 1962 Бумага, тушь, цв. кар., акварель. 68 ? 132,6 Руководитель — И. И. Фомин НИМ РАХ
Из собраний: Российская Академия Художеств
Кураторы: Марина Лошак, Семен Михайловский
В экспозицию вошло более 150 произведений, в том числе дипломные и ученические работы выпускников РАХ. Живописные, графические и архитектурные работы российских художников рассказывают об одном из самых романтичных периодов жизни нашей страны хх века – эпохе оттепели.
Эта выставка – часть масштабного проекта, посвященного петербургской академической художественной школе. Чудом уцелевшие студенческие работы, собранные и отреставрированные – живопись, архитектура, графика – представляют достаточно ясную, пусть и с неизбежными лакунами, панораму эпохи с 1953-го по 1968 год, периоду от смерти Сталина до Пражской весны.
Одним из знаковых событий тогдашней жизни стало падение железного занавеса, который, разумеется, не рухнул в один день, но ощутимо приблизил желание новой жизни, кажущейся притягательной и сладкой: с чувственными женщинами, бесконечно элегантными автомобилями и стильной музыкой. Всех потянуло к яркости, открытому цвету, четкой форме и декоративному орнаменту. Мы, возможно, еще не осознали себя частью Европы, но почувствовали дух свободного творчества.
На этом контрапункте – столкновении академических традиций с неореалистической «новой волной» – и построен этот проект. Петербургская академическая школа, при всей своей кажущейся замкнутости, иерархичности и почти монастырском укладе, постоянно претерпевала внутренние изменения, сохраняя при этом ориентацию на классические образцы и провозглашая традиционализм единственно возможным методом фундаментального художественного образования. Самые решительные перемены в Академии свершались в конце XIX века – тогда здесь открылись персональные мастерские, одну из которых в 1894-м возглавил Илья Репин, преобразивший академический ландшафт и изменивший представление о живописи как таковой. Послереволюционный вулканический период, период Новой экономической политики, ознаменовался увлечением стилеобразующими принципами ар-деко. Последовавшая за этим секуляризация искусства, стремление сделать его приводным механизмом коммунистической идеологии, визуализировать идею партстроительства и труда, счастья и благополучия, надолго определили пути развития школы. Это проявлялось и в укреплении иерархии жанров, и в самом методе преподавания дисциплин. После смерти Сталина и падения железного занавеса Академия, получившая от властей длинное и неудобоваримое название и орден Трудового Красного Знамени на бархатном стяге, стала участником важного процесса приобщения советских людей европейской культуре. Это не был передовой отряд, но уж точно высокопрофессиональный коллектив.
В те годы Академия была частью важного процесса приобщения к европейской культуре. Это не был передовой отряд, но уж точно высокопрофессиональный коллектив. О единомыслии речи не шло, то было время соревновательности. Сейчас кажется, что Мыльников и Моисеенко – очень близкие творчески художники. Но в действительности они были оппонентами, и их горячие споры многие помнят. Моисеенко был эмоционален, Мыльников – рассудочен. Моисеенко был учеником Осмёркина, Мыльников – учеником Орешникова и Грабаря. Иогансон появлялся редко, предпочитая хлебосольно-пряную Москву снобистски самодостаточному Ленинграду. Еще преподавали Серебряный, Зайцев, Непринцев, Угаров и многие другие очень достойные художники и педагоги. В театральной мастерской работал Михаил Павлович Бобышев, вскормленный мирискусниками. А на факультете графики – Алексей Федорович Пахомов, один из основателей объединения «Круг» и основоположников ленинградской школы детской книги. Вообще, детская книга, детские издательства были прибежищем для талантливых художников, дававшим возможность не изменять творческим и жизненным принципам.
На архитектурном факультете преподавал Евгений Адольфович Левинсон, тонкий знаток и любитель классических архитектурных форм, автор замечательного железнодорожного вокзала в Пушкине и целого ряда конструктивистских и постконструктивистских клубов и жилых домов. Еще там преподавал Армен Константинович Барутчев, один из столпов ленинградского конструктивизма, создававший в 20-х годах проекты новых социальных зданий и жилых домов. Для него, как и для Левинсона, декларированное обращение к функционализму означало возвращение к временам молодости, когда именно такая архитектура всячески приветствовалась. Выставка американской архитектуры, проходившая в парадных залах Академии в середине 60-х, вызвала бурную реакцию и воодушевление. Американский архитектор Бакминстер Фуллер, работавший над созданием легких пространственных конструкций, предложил даже перекрыть большой круглый двор куполом, что, конечно, не было осуществлено, но оказалось встречено с энтузиазмом.
Когда смотришь на студенческие работы, созданные у нас в те годы, остро чувствуешь время и понимаешь, что это смешение советского с западным обладает огромной притягательной силой, что это уникальный культурный феномен и очень личностная история.
Семен Михайловский
Автор проекта, куратор, ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина
Купить электронный билет:
* — Внимание!
По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.
Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.