Учреждение,
Подведомственное
Департаменту
Культуры
Города Москвы

г. Москва, Манежная пл, д.1.

Дата публикации: 2015.04.23

Публичная дискуссия «Перезагрузка памятников советского времени»

19 апреля

В рамках Дней Культурного Наследия в МВЦ «Рабочий и Колхозница» состоялась публичная дискуссия «Перезагрузка памятников советского времени».

 

19 апреля в музейно-выставочном центре «Рабочий и Колхозница» состоялся public talk по теме «Перезагрузка памятников советской эпохи». В контексте проводимых повсеместно Дней культурного наследия эксперты обсудили, что нужно сделать для того, чтобы памятники прошлого не выглядели забытыми на своих постаментах, а жили и наполнялись новыми смыслами в изменившемся городском контексте.

 

Впервые в ходе широкой публичной дискуссии эксперты обсудили подходы к развитию Музейно-выставочного комплекса «Рабочий и колхозница», сочетающего в себе современный выставочный центр и скульптуру-шедевр монументального искусства советской эпохи.

 

Участники: журналист Юрий Сапрыкин, историк и автор нового путеводителя по ВДНХ Павел Нефедов, директор Московского института социально-культурных программ (МИСКП) Мария Привалова, начальник МВЦ «Рабочий и колхозница» Екатерина Гандрабура. Модератор – Ксения Чудинова, директор по внешним связям проекта «Сноб».

 

Екатерина Гандрабура, начальник музейно-выставочного комплекса «Рабочий и колхозница», напомнила собравшимся о том, что МВЦ «Рабочий и Колхозница» – комплексный объект, и что музейной проектной группе МВО «Манеж» предстоит большая работа по осмыслению и созданию в выставочном центре постоянной экспозиции.

 

«Заметьте, что объект нашего музейного экспонирования, который мы должны показывать публике, находится у нас на крыше, что сразу делает наш музей сложной сущностью, выстраивающейся вокруг этого объекта. А так как мы должны организовывать доступ к культурному наследию, мы должны понимать, что наш зритель находится снаружи. Таким образом, первое из стратегических направлений нашей деятельности – осмысление и работа с прилегающей территорией, находящейся в непосредственной близости вокруг нас.

 

Сейчас мы делаем первый шаг, готовим временную экспозицию, которая будет называться «Рабочий и колхозница. Личное дело», она будет основываться на документах об истории образа, который с 1947 года стал символом Мосфильма и активно тиражировался как один из самых главных образов СССР. Планируем запустить и лекторий, который будет работать как для взрослых, так и для детей, который мы будем заявлять в специальной семейной программе. Приглашенные эксперты, искусствоведы и исследователи будут читать для разной аудитории лекции о том, какой должна быть постоянная экспозиция «Рабочего и колхозницы» и что это вообще такое, потому что сейчас это не совсем очевидно».

 

Мария Привалова, директор Московского института социально-культурных программ, отметила, что исходя из проведенного исследования, местные жители довольны районом ВДНХ и не собираются переезжать, а значит, с ними можно выстраивать долгосрочную работу, включая их в процессы и события, происходящие в МВЦ «Рабочий и Колхозница».

 

«Мы знаем, что бренд ВДНХ и «Рабочего и колхозницы» довольно тесно связаны в восприятии и если говорить о наследии, то они, конечно, смежные. В частности, «Рабочего и колхозницу» отреставрировали до того, как начались все изменения на ВДНХ, и присутствие легендарной скульптуры хорошо повлияло на бренд ВДНХ в целом. Новости о том, что открыли монумент, и что здесь началась жизнь, оживили весь район сразу, и это была общая победа для всех. При этом для местных жителей ВДНХ является не только средоточием досуговых возможностей, но и довольно затратным местом. Гуляя с детьми, они стараются избегать центрального района ВДНХ, потому что у них нет на это денег. Если бы случилось так, что «Рабочий и Колхозница» стали таким комфортным местом для всех, где цены будут чуть ниже, то оказалось бы, что это отличная возможность привлечь местную публику».

 

Журналист Юрий Сапрыкин предложил для решения вопроса выстраивания отношений с публикой следующую формулу: коммуникация, навигация, уличная активность и создание собственной истории «Рабочего и колхозницы». Эксперт по городским нововведениям и знаток вкусов современной публики, предложил объединить все музеи, общественные организации и местные активности в большой конгломерат работающих друг на друга институций. Также он подчеркнул символическую значимость скульптуры для иностранных туристов, призвав обязательно учитывать в работе над проектом и эту аудиторию.

 

«Если обратиться к молодой аудитории, то ей сейчас в какой-то мере свойственен интерес к ретро-стилистике, ко всему винтажному, к вещам и объектам, наделенным какой-то историей. И, может быть, уличная активность возле музейно-выставочного центра должна выстраиваться не вокруг маркетов уличной еды, а вокруг блошиных рынков, букинистических ярмарок или фестивалей, которые, безусловно, можно сделать не унылыми и скучными, а веселыми, яркими и запоминающимися».

 

 

Павел Нефедов, историк, создатель нового путеводителя по ВДНХ напомнил собравшимся, что исторически статуя «Рабочий и колхозница» была структурно связана с ВДНХ, символически обозначая вход на выставку, а ВДНХ был построен как своего рода второй центр Москвы. Также историк отметил синхронизацию процессов, происходящих на ВДНХ и в МВЦ «Рабочий и Колхозница»: объединение – процесс непростой.

 

«Исторически основной единицей на ВДНХ был Павильон. В каждом павильоне были сотрудники, которые вели свою выставочную, научную, экспозиционную и другую деятельность, и сейчас ВДНХ – это такой набор департаментов, корпоративная структура. А каждый павильон – это такая скорлупа, в которую помещают что-то по ситуации. Соответственно, организационно объединить это вместе довольно сложно. Но, безусловно, это все один район ВДНХ, который должен жить одной жизнью: самому ВДНХ подчас не хватает каких-то смыслов, которые есть здесь, в «Рабочем и колхознице», потому что здесь есть своя очень яркая, очень понятная история».

 

 

Дискуссия стала важным этапом постановки вопроса о сохранении наследия и гармоничном развитии Музейно-выставочного комплекса «Рабочий и колхозница», а также создании в нем постоянной экспозиции. Кроме озвученного, в ближайших планах Музейно-выставочного комплекса – запуск образовательной программы, посвященной архитектуре ВДНХ, и проведение детских мастер-классов от детской архитектурной студии «Шар» и лучших преподавателей МАрхИ.

        
        
        
				
рассказать в
Политика конфеденциальности
design by just design
Яндекс.Метрика
X
Правила продажи билетов
Возврат билетов

Купить электронный билет:

* — Внимание!

По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.

Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.

Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.


Персональная выставка народного художника Василия Нестеренко «Мы – русские, с нами Бог!»
Экскурсии по персональной выставке народного художника Василия Нестеренко «Мы – русские, с нами Бог!»