Гостиный двор, Ильинка, 4, аудитория 271, 5 подъезд
Театральная лаборатория «Театр горожан: Инклюзион в Манеже» — совместный проект выставочного объединения «Манеж» и Центра «Инклюзион», реализуемый при поддержке фонда «Свет».
Участникам лаборатории предлагается отказаться от общепринятых подходов и точек зрения и обратить внимание на невидимое, незаметное, образующее пространство повседневности, чтобы прорепетировать способы соприсутствия в одном пространстве и пересмотреть социальные связи через опыт встречи с представителями разных социальных групп.
Лаборатория направлена на анализ ежедневно меняющегося города и контекстов, воздействующих на город и горожан, производство ситуативного знания и поиск нетипичных способов взаимодействия с городской средой. Раскладывая город на составляющие «человек, звук, память, пространство, движение, нормы и паттерны», в процессе лаборатории будет собран онлайн-архив наблюдений за городом, основой которого становится отношение каждого в городе с городом и самим собой. Авторами архива станут участники лаборатории и все желающие горожане.
Наша задача не изменить городской ландшафт, а рассмотреть знакомые и малоизвестные городские пространства и повседневные процессы как потенциальное место встречи горожан с разными возможностями, где привилегии одних и инаковость других становятся ресурсом создания художественного события. Итогом лаборатории станет коллективно созданный спектакль, где Город Непохожих расскажет о себе голосами горожан. Показ спектакля пройдет в Гостином дворе.
Театр горожан – это театр с участием непрофессиональных актеров, который ищет новые эстетические средства и методы создания художественного произведения в диалоге между «искусством» и «экспертами повседневной жизни», пересматривая сам критерий профессионализма.
«Театр горожан. Инклюзион в Манеже» становится местом встречи представителей разных социальных групп, редко вступающих во взаимодействие в повседневности. В лаборатории происходит опыт коллективного проживания и инклюзии – включения участников и зрителей в единый процесс путем создания художественного события. Театр горожан создает архив городских переживаний.
Лаборатория состоит из нескольких этапов:
Апрель. Театральный блок. Город как сцена
Май. Телесные практики. Социальная хореография
Июнь. Музыкальный блок. Звуковой ландшафт
Сентябрь. Открытое пространство. Город как реди-мейд
Октябрь. Театральный блок. Город. Пересборка
Ноябрь-декабрь. Репетиционный период и премьера спектакля
В рамках лаборатории проходят:
– Теоретические занятия и практикумы каждую неделю
– Еженедельные практические задания от кураторов
– Лекции и воркшопы от современных художников, композиторов, хореографов, практиков современного театра
Участники лаборатории – исследователи, со-авторы и исполнители будущего спектакля. На всех этапах лаборатории участники вместе с кураторами проводят самостоятельные и коллективные исследования, создают перформансы, инсталляции и саунд-композиции. Из материалов, собранных на всех этапах лаборатории, будет создан итоговый спектакль.
Первый этап лаборатории «Театр горожан: Инклюзион в Манеже» — это театральный блок, где главной задачей участников будет «Найти Горожанина».
Расписание занятий лаборатории:
Апрель. Театральный блок. Город как сцена
3 апреля. Занятие 1
Введение. История документального театра.
Теория. Основы вербатима. Этика документалиста.
Практика. Вербатим в группе.
10 апреля. Занятие 2
Теория. Методы документального и постдокументального исследования. Что может быть/стать документом.
Практика. Смотр вербатимов. Тренинг «Один вопрос и молчание»: работа в группе. «Один вопрос и молчание»: работа с незнакомцами на улице.
17 апреля. Занятие 3
Теория. Док/Постдок. Модусы присутствия на сцене и в городской среде. Наблюдение за наблюдателем.
Практика. Смотр вербатимов. Техника «Быстрый вербатим», работа в группе. «Быстрый вербатим» на улице.
24 апреля. Занятие 4
Открытый тренинг-показ. Обсуждение.
Внутреннее обсуждение и обратная связь от участников.
Смотр вербатимов, сборка композиции показа из монологов, мизансцен и «лоскутного одеяла».
Информация о лекторе
Анастасия Чуйкова — актриса «Мастерской Брусникина» и независимых театральных проектов. Педагог по документальному театру в театральной школе Инклюзион.Тверская15.
Дарья Ковальская — куратор проекта “Театр горожан. Инклюзион в Манеже”, инклюзивной театральной школы “Инклюзион. Тверская 15”, режиссер-педагог театрально-исследовательской лаборатории в Музее истории ГУЛАГа, режиссер-педагог театральной лаборатории в фонде “Жизненный путь”.
Май. Телесные практики. Социальная хореография
20 мая. Занятие 1
Тренинги направленные на ощущение собственного тела, пространства. Освоение основ работы в жанре физического театра. Техника импровизации «аутентичного движения».
22 мая. Занятие 2
Создание материала и его фиксация. Работа над проблемой ретрансляции телесной партитуры. Техника «впечатление и размышление», как на основе материала партнера выстроить свою композицию.
29 мая. Занятие 3
Потоковая импровизация в группе. Нативная телесная драматургия и страх пауз. Борьба со скукой процесса. Показ групповой импровизации. Обсуждение и разбор материала.
Информация о лекторе
Игорь Шаройко — режиссер-хореограф. Со-автор и мувмент директор спектаклей «Рождество» в Центре им. Мейерхольда, «У нас все хорошо» в театре «Практика», «Оливер Твист» в Красноярском ТЮЗе, «Цемент» театр «Старый дом» (г. Новосибирск), «Гимнастический Козел» для «Пространство Ноль», «Концерт для флага с пакетом» группы Павла Артемьева.
В коллаборация c «Nol project» выпустил как режиссер-хореограф спектакли «Ночь», «Фоном», «Похабники», «Патриоты».
Со-автор специальных видео проектов «Гоголь-центра».
Июнь. Музыкальный блок. Звуковой ландшафт
5 июня. Занятие 1. «Феномен звука в повседневной жизни»
Как мы выбираем музыку, как настроение зависит от музыки и музыка от настроения; где начинается звук и куда он уходит, речь, ритм и движение.
Исследование пространства и поиск собственного места в пространстве.
Наблюдение за звуком.
12 июня. Занятие 2. «Пределы комфорта / контроль над звуком / я — композитор городских пространств»
Документальная музыка (музыка внутри и снаружи). Звуковые карты городов и пространств. Человек в городе машин. Музыка для одного.
19 июня. Занятие 3. «Пространственные композиции»
Музыка больших и малых пространств. Методы звукового исследования пространств. Фиксация и воспроизведение (память и художественный подход).
26 июня. Занятие 4. «Атмосфера. Мир это звуковое макраме»
Атмосфера — контекст — атмосфера (взаимосвязь и разрыв связей). Акцентированное слушание. Смысловые нагрузки звукового материала.
Показ пространственного звукового перформанса.
Информация о лекторе
Алина Ануфриенко — куратор музыкального блока. Композитор, саунд-дизайнер, мультиинструменталист. Исполняет современную композиторскую музыку, пишет перформативные и театральные композиции.Сотрудничает с современными художниками, режиссерами кино, галереями, танцорами. Работает с лабораторией документального Театра при центре «Инклюзион.Тверская 15», а также с театром «Современник» в рамках лаборатории «Пора-Театр», является участницей международных проектов
Сентябрь. Уличное и социально-вовлечённое искусство. Город как реди-мейд
4 сентября. Занятие 1. Социальное вовлечение
На первом занятии мы познакомимся друг с другом и различными художественными практиками в городской среде, а также поговорим о том, как художники вовлекают горожан в свои проекты, давая им голос и возможность быть не просто зрителями, но полноправными соучастниками и соавторами произведений.
11 сентября. Занятие 2. Город как реди-мейд
Обычно уличные художники вносят что-то новое в городскую среду, нанося рисунки на стены или размещая скульптуры во дворах или на площадях. Однако город насыщен различными объектами и феноменами, в которых, при настройке оптики, можно найти очень много художественности и скрытых смыслов. На втором занятии мы поговорим о реди-мейде как жанре современного искусства, посетим выставку “Пентакосатлон” и посмотрим документацию спектакля в трамвае № 27.
18 сентября. Занятие 3. Художественное исследование города
Художники, работающие в городской среде, задействуют различные исследовательские инструменты, как заимствованные из социологии, антропологии, географии и других дисциплин, так и разработанные самими художниками, как, например, дрейф или рисование набросков. На третьем занятии мы познакомимся с некоторыми художественными исследовательскими инструментами, а также продолжим исследование выбранного в городе пространства и его окрестностей.
25 сентября. Занятие 4. Спектакль в открытом пространстве
В этот день мы организуем постановку, соавторами и соучастниками которой станут горожане, пришедшие в этот день к назначенной в городе локации или гуляющие неподалёку.
Информация о лекторе
Антон Польский (MAKE) — уличный художник, городской исследователь, автор публикаций об искусстве в городской среде, педагог, сооснователь проекта Партизанинг.
Валерий Кудюкин (МОРЕ) — социолог и уличный художник.
Октябрь. Театральный блок. Город.Пересборка
2 октября. Занятие 1
Теория. Что такое постдокумент? Постдокументальный театр. Примеры. Практика. Поиск постдокумента в окружающем пространстве. Превращение документа в постдокумент. Тренинги по работе с автодокументом.
9 октября. Занятие 2
Теория. Что такое постпамять? Механизмы работы “прерванной памяти” и “памяти после” на примере театральных и художественных работ. Практика. Работа с принесенным постдокументом. Превратить повседневность в артефакт.
16 октября. Занятие 3
Теория. После текста. Постдраматургия. Примеры постдраматургических не-текстов. Практика. Фиксация автодокумента, составление инструкций к повседневности.
23 октября. Занятие 4
Теория. О перформативности постдокумента. Практика. Тренинг на основе перформативных инструкций, вариации применения через звук, тело, текст.
30 октября. Занятие 5
Сборка общей композиции из найденных и созданных участниками постдокументов: инструкции к городу и повседневности, артефакты, автодокумент. Репетиция. Открытый показ в жанре “искусство по-инструкции”. Обсуждение со зрителями.
Информация о лекторе
Дарья Ковальская — куратор проекта “Театр горожан. Инклюзион в Манеже”, инклюзивной театральной школы “Инклюзион. Тверская 15”, режиссер-педагог театрально-исследовательской лаборатории в Музее истории ГУЛАГа, режиссер-педагог театральной лаборатории в фонде “Жизненный путь”.
Расписание открытых мероприятий
19 марта. Паблик-ток «Театр горожан: Опыт России и Европы»
24 апреля. Открытый тренинг-показ
29 мая. Открытый показ блока «Телесные практики. Социальная хореография»
26 июня. Открытый показ музыкального блока лаборатории. Перфоманс “У-вэй”
30 октября. «Перформанс «Тело города»
23 ноября — 14 декабря. Серия мастер-классов «Базовые практики документального театра»
24—25 декабря. Итоговый спектакль «Мой город твой»
Вход на занятия — только для участников лаборатории. Вход на открытые мероприятия для всех посетителей — бесплатно, по предварительной регистрации.
Сайт проекта.
Контактный телефон: 8-962-937-69-32 Ксения Шаламова
Объединение «Манеж» | 8 (499) 394-08-32 | pr.manege@culture.mos.ru
12+
Купить электронный билет:
* — Внимание!
По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.
Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.