Гостиный двор, Ильинка, 4, аудитория 271, 5 подъезд
Курс «Западное искусство ХХ века: от модерна до поп-арта» посвящён ключевым художественным течениям ХХ столетия, начиная от рубежа XIX–XX веков и до послевоенного периода. Слушатели получат представление об общей проблематике искусства этой эпохи, о крупнейших движениях исторического авангарда и межвоенного периода, проблеме возникновения и развития абстрактного искусства, а также о тенденциях в развитии искусства послевоенных десятилетий.
Расписание:
10 марта. Лекция №1 «Введение в изучение искусства XX века. Стиль “модерн”»
Истоки авангардного искусства. Значение фотографии для смены художественного курса. Новаторство импрессионистов и их роль как предшественников нового искусства. Крупнейшие представители поколения постимпрессионистов (Жорж Сёра, Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог) и их влияние на искусство модернизма. Основные понятия и определения, связанные с искусством XX века. Периодизация искусства XX века, проблемы смены и взаимопроникновения отдельных направлений. Общие характеристики и специфика искусства XX века. Стиль модерн в искусстве.
17 марта. Лекция №2 «Первые “-измы” авангарда: фовизм»
Происхождение и значение термина «фовизм», краткая история и общие характеристики этого направления. Основные представители фовизма (Андре Дерен, Морис де Вламинк, Альбер Марке, Рауль Дюфи, Кес ван Донген, Жорж Руо). Творчество Анри Матисса. Основные факты биографии и теоретические взгляды, выраженные в программной книге «Заметки живописца» (1908). Ранний период творчества художника и формирование эстетики фовизма. Различные тенденции в работах Матисса 1910-х годов. Связь живописи и декупажа в зрелом творчестве Матисса. Графика и скульптура Матисса. Капелла чёток в Вансе — завершающий этап творчества художника.
24 марта. Лекция №3 «Первые “-измы” авангарда: кубизм»
Возникновение и содержание термина «кубизм», история движения, его теоретическая основа и формальные особенности. «Классический» кубизм, основные этапы его развития (аналитический, синтетический, декоративный) и ключевые фигуры (Жорж Брак, Хуан Грис, Жан Метценже, Альбер Глез). Кубизм в скульптуре, его формальные особенности и основные представители. Творчество Пабло Пикассо. Основные факты биографии, «голубой» и «розовый» периоды в раннем творчестве художника. «Авиньонские девицы» (1907) и сложение художественной системы кубизма. Коллаж и скульптура периода кубизма. Неоклассицизм и сюрреализм в искусстве Пикассо 1910-х – 1930-х годов. Позднее творчество Пикассо.
31 марта. Лекция №4 «Первые “-измы” авангарда: экспрессионизм»
История и значение термина «экспрессионизм», общие характеристики этого направления. Предшественники экспрессионизма на рубеже XIX–XX веков (Фердинанд Ходлер, Джеймс Энсор, Эдвард Мунк). Группа «Мост», её история и основные представители (Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф, Эмиль Нольде). Объединение «Синий всадник», его история и основные представители (Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина, Альфред Кубин). Независимые художники Германии и Австрии, испытавшие влияние экспрессионизма (Паула Модерзон-Беккер, Кете Кольвиц, Франс Мазерель, Эгон Шиле).
7 апреля. Лекция №5 «Первые “-измы” авангарда: футуризм»
Краткая история футуризма как движения и общие характеристики искусства футуризма. Значение манифестов футуризма, соотношение теории с художественной практикой. Связь футуризма с политикой и социальными утопиями. Крупнейшие представители итальянского футуризма (Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра, Джино Северини, Луиджи Руссоло). Вторая волна футуризма после Первой мировой войны (Джерардо Доттори, Фортунато Деперо, Энрико Прамполини). Эстетика футуризма в фотографии и скульптуре.
14 апреля. Лекция №6 «Рождение и развитие беспредметного искусства»
Теоретические и практические предпосылки к возникновению беспредметного искусства. Два направления в раннем беспредметном искусстве — «лирическая» и «геометрическая» абстракция, взаимосвязи между ними. Основные представители «лирической» абстракции (Василий Кандинский, Пауль Клее, Франтишек Купка). «Геометрическая» абстракция (Робер Делоне, движение «Де Стейл», Йозеф Альберс, Ласло Мохой-Надь).
21 апреля. Лекция №7 «Европейское искусство межвоенного периода: дадаизм и сюрреализм» Происхождение термина «дада», история движения, манифесты и декларации дада. Основные центры развития дадаизма. Новое понимание объекта искусства, провозглашение принципов «анти-искусства», возникновение жанра «ready-made». Творчество Ханса Арпа, Марселя Дюшана, Франсиса Пикабиа, Ман Рэя, Рауля Хаусманна, Джона Хартфилда, Курта Швиттерса. Сближение дада с сюрреализмом. Происхождение термина «сюрреализм», манифесты, журналы и выставки сюрреалистов. Техники «автоматического письма», их связь с теорией бессознательного и практикой психоанализа. Ключевые фигуры в искусстве сюрреализма (Макс Эрнст, Андре Массон, Жоан Миро, Сальвадор Дали, Рене Магритт).
28 апреля. Лекция №8 «Западное послевоенное искусство: абстрактный экспрессионизм и поп-арт»
Смещение главного центра развития искусства из Европы в США. Абстрактный экспрессионизм как важнейшее направление в послевоенном искусстве США, его ключевые особенности, два магистральных направления и их ключевые представители: «живопись действия» (Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Франц Клайн), «живопись цветового поля» (Марк Ротко, Барнетт Ньюман). Поп-арт, его идеология и художественный язык, основные представители в Великобритании (Ричард Гамильтон, Эдуардо Паолоцци, Дэвид Хокни) и США (Роберт Раушенберг, Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн).
Лектор:
Светлана Олеговна Макеева — преподаватель кафедры всеобщей истории искусств МГУ, исследователь инсталляции. Область научных интересов — искусство второй половины ХХ века.
Стоимость полного билета – 300 рублей, льготного – 225 рублей.
Билеты можно приобрести в кассе Гостиного двора, на сайте Объединения «Манеж» или по ссылке:
Контактный телефон: 8-962-937-69-32 Ксения Шаламова
Объединение «Манеж» | 8 (499) 394-08-32 | pr.manege@gmail.com
16+
Купить электронный билет:
* — Внимание!
По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.
Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.