Гостиный двор, Ильинка, 4, аудитория 271, 5 подъезд
Курс лекций «Всеобщая история искусств», разработанный Объединением «Манеж» совместно с кафедрой всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, знакомит слушателей с основными периодами в развитии архитектуры и изобразительного искусства с древности до середины ХХ века, от появления художественного творчества до рождения современного взгляда на мир и истоков актуальных художественных практик.
06 сентября. Лекция №1 «Введение в изучение искусства XX века. Стиль “модерн”»
Истоки авангардного искусства. Значение фотографии для смены художественного курса. Новаторство импрессионистов и их роль как предшественников нового искусства. Крупнейшие представители поколения постимпрессионистов (Жорж Сёра, Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог) и их влияние на искусство модернизма. Основные понятия и определения, связанные с искусством XX века. Периодизация искусства XX века, проблемы смены и взаимопроникновения отдельных направлений. Общие характеристики и специфика искусства XX века. Стиль модерн в искусстве.
13 сентября. Лекция №2 «Первые “-измы” авангарда: фовизм»
Происхождение и значение термина «фовизм», краткая история и общие характеристики этого направления. Основные представители фовизма (Андре Дерен, Морис де Вламинк, Альбер Марке, Рауль Дюфи, Кес ван Донген, Жорж Руо). Творчество Анри Матисса. Основные факты биографии и теоретические взгляды, выраженные в программной книге «Заметки живописца» (1908). Ранний период творчества художника и формирование эстетики фовизма. Различные тенденции в работах Матисса 1910-х годов. Связь живописи и декупажа в зрелом творчестве Матисса. Графика и скульптура Матисса. Капелла чёток в Вансе — завершающий этап творчества художника.
20 сентября. Лекция №3 «Первые “-измы” авангарда: кубизм»
Возникновение и содержание термина «кубизм», история движения, его теоретическая основа и формальные особенности. «Классический» кубизм, основные этапы его развития (аналитический, синтетический, декоративный) и ключевые фигуры (Жорж Брак, Хуан Грис, Жан Метценже, Альбер Глез). Кубизм в скульптуре, его формальные особенности и основные представители. Творчество Пабло Пикассо. Основные факты биографии, «голубой» и «розовый» периоды в раннем творчестве художника. «Авиньонские девицы» (1907) и сложение художественной системы кубизма. Коллаж и скульптура периода кубизма. Неоклассицизм и сюрреализм в искусстве Пикассо 1910-х – 1930-х годов. Позднее творчество Пикассо.
27 сентября. Лекция №4 «Первые “-измы” авангарда: экспрессионизм»
История и значение термина «экспрессионизм», общие характеристики этого направления. Предшественники экспрессионизма на рубеже XIX–XX веков (Фердинанд Ходлер, Джеймс Энсор, Эдвард Мунк). Группа «Мост», её история и основные представители (Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф, Эмиль Нольде). Объединение «Синий всадник», его история и основные представители (Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина, Альфред Кубин). Независимые художники Германии и Австрии, испытавшие влияние экспрессионизма (Паула Модерзон-Беккер, Кете Кольвиц, Франс Мазерель, Эгон Шиле).
04 октября. Лекция №5 «Первые “-измы” авангарда: футуризм»
Краткая история футуризма как движения и общие характеристики искусства футуризма. Значение манифестов футуризма, соотношение теории с художественной практикой. Связь футуризма с политикой и социальными утопиями. Крупнейшие представители итальянского футуризма (Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра, Джино Северини, Луиджи Руссоло). Вторая волна футуризма после Первой мировой войны (Джерардо Доттори, Фортунато Деперо, Энрико Прамполини). Эстетика футуризма в фотографии и скульптуре.
18 октября. Лекция №6 «Рождение и развитие беспредметного искусства»
Теоретические и практические предпосылки к возникновению беспредметного искусства. Два направления в раннем беспредметном искусстве — «лирическая» и «геометрическая» абстракция, взаимосвязи между ними. Основные представители «лирической» абстракции (Василий Кандинский, Пауль Клее, Франтишек Купка). «Геометрическая» абстракция (Робер Делоне, движение «Де Стейл», Йозеф Альберс, Ласло Мохой-Надь).
25 октября. Лекция №7 «Европейское искусство межвоенного периода: дадаизм и сюрреализм»
Происхождение термина «дада», история движения, манифесты и декларации дада. Основные центры развития дадаизма. Новое понимание объекта искусства, провозглашение принципов «анти-искусства», возникновение жанра «ready-made». Творчество Ханса Арпа, Марселя Дюшана, Франсиса Пикабиа, Ман Рэя, Рауля Хаусманна, Джона Хартфилда, Курта Швиттерса. Сближение дада с сюрреализмом. Происхождение термина «сюрреализм», манифесты, журналы и выставки сюрреалистов. Техники «автоматического письма», их связь с теорией бессознательного и практикой психоанализа. Ключевые фигуры в искусстве сюрреализма (Макс Эрнст, Андре Массон, Жоан Миро, Сальвадор Дали, Рене Магритт).
01 ноября. Лекция №8 «Западное послевоенное искусство: абстрактный экспрессионизм и поп-арт»
Смещение главного центра развития искусства из Европы в США. Абстрактный экспрессионизм как важнейшее направление в послевоенном искусстве США, его ключевые особенности, два магистральных направления и их ключевые представители: «живопись действия» (Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Франц Клайн), «живопись цветового поля» (Марк Ротко, Барнетт Ньюман). Поп-арт, его идеология и художественный язык, основные представители в Великобритании (Ричард Гамильтон, Эдуардо Паолоцци, Дэвид Хокни) и США (Роберт Раушенберг, Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн).
08 ноября. Лекция №9 «Искусство второй половины ХХ века. Минимализм, концептуализм, новые художественные жанры: хэппенинг, перформанс, энвайронмент, инсталляция, видеоарт»
Минимализм, его теория (понятие «минималистического объекта») и практика (Дональд Джадд, Тони Смит). Концептуальное искусство: роль текста и комментария в искусстве, отказ от материального объекта. Творчество Пьеро Мандзони, Ива Кляйна, Джозефа Кошута, Роберта Барри, Ханса Хааке. «Искусство действия» — хэппенинг и перформанс (Аллан Капроу, Йозеф Бойс, Марина Абрамович). Энвайронмент и инсталляция (Аллан Капроу, Роберт Ирвин, Джеймс Таррелл и другие). Специфика видеоарта как вида искусства. Пионер видеоарта — Нам Джун Пайк. Видеоарт и видеоперформанс (Брюс Науман, Вито Аккончи). Усложнение технических и эстетических решений видеоарта (Мэтью Барни, Билл Виола).
15 ноября. Лекция №10 «Архитектура ХХ века»
Новые материалы и конструкции в архитектуре последней трети XIX века, их влияние на сложение стиля модерн. Архитектура модерна (Виктор Орта, Эктор Гимар). Зарождение прото-функционализма внутри стиля модерн (Чарльз Ренни Макинтош, Петер Беренс). Архитектура модернизма: пять принципов архитектуры Ле Корбюзье и их реализация в постройках архитектора. Теоретические сочинения Ле Корбюзье и осмысление архитектором проблем современного градостроительства. «Интернациональный стиль» в архитектуре Людвига Миса ван дер Роэ и Вальтера Гропиуса. Понятие постмодернизма в архитектуре, его теоретическое осмысление (Роберт Вентури, Чарльз Дженкс) и практическое воплощение (Роберт Вентури, Чарльз Мур, Майкс Грейвз, Ханс Холляйн).
Лектор:
Светлана Олеговна Макеева — кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры всеобщей истории искусств МГУ, исследователь инсталляции. В 2020 году окончила аспирантуру по кафедре всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ. В 2021 году защитила кандидатскую диссертацию, посвященную становлению жанра инсталляции в искусстве Запада и России. С 2021 года преподает на кафедре всеобщей истории искусств, ведёт курсы, посвященные искусству ХХ века, основам музейного дела и выставочной деятельности.
Стоимость полного билета — 300 рублей, льготного — 225 рублей.
Контактный телефон: 8-962-937-69-32 Ксения Шаламова
Объединение «Манеж» | 8 (499) 394-08-32 | pr.manege@culture.mos.ru
12+
Купить электронный билет:
* — Внимание!
По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.
Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.