Гостиный двор, ул. Ильинка, 4, аудитория 271 (5 подъезд)
Курс посвящён ряду художественных течений последнего столетия, которые — на фоне появления абстрактного искусства как важнейшего достижения искусства ХХ века — оставались в рамках фигуративного искусства и, в широком смысле, реалистической традиции, отталкиваясь от неё и порой существенно её переосмысляя. Мы познакомимся с тем, какими путями шло это переосмысление, на примере творчества ведущих европейских и американских мастеров.
Лектор: Светлана Макеева — преподаватель кафедры всеобщей истории искусств МГУ, исследователь инсталляции. Область научных интересов — искусство второй половины ХХ века.
Расписание:
11 ноября. Лекция № 1 «Парижская и лондонская школы»
Понятие «реализма», проблема абстракции и фигуративности в искусстве XX века, роль появления фотографии. «Возвращение к порядку» в европейском искусстве 1920-х – 1930-х годов. Реакция искусства на политические потрясения и череду экспериментов авангарда: кризис утопических проектов, возрождение интереса к традиции. Художники парижской школы: творчество Амедео Модильяни, Хаима Сутина, Мориса Утрилло, Жюля Паскина, Леонара Фужиты, Моиза Кислинга, Бальтюса. Европейское послевоенное искусство и Лондонская школа: творчество Фрэнсиса Бэкона и Люсьена Фрейда.
18 ноября. Лекция № 2 «Дадаизм и “новая вещественность” в Германии»
Происхождение термина «дада», история движения, манифесты и декларации дада. Основные центры развития дадаизма. Новое понимание объекта искусства и возникновение жанра «ready-made». Творчество Марселя Дюшана, Рауля Хаусманна, Джона Хартфилда, Курта Швиттерса. «Новая вещественность» в Германии, синтез неоклассики, экспрессионизма и дада: Георг Гросс, Отто Дикс, Макс Бекманн, Карл Хофер, Кристиан Шад.
25 ноября. Лекция № 3 «Метафизическая живопись и сюрреализм»
Неоклассические тенденции в искусстве Италии: Джорджо де Кирико и школа метафизической живописи (Карло Карра, Джорджо Моранди). Происхождение термина «сюрреализм», манифесты, журналы и выставки сюрреалистов. Связь сюрреализма с теорией бессознательного и практикой психоанализа. Ключевые фигуры в искусстве сюрреализма (Макс Эрнст, Андре Массон, Сальвадор Дали, Рене Магритт, Поль Дельво). Творчество Альберто Джакометти.
2 декабря. Лекция № 4 «Поп-арт и гиперреализм»
Художественные процессы послевоенного периода и 1960-х годов, обращение художников к актуальной реальности и стремление соединить искусство с самой жизнью. Поп-арт, его идеология и художественный язык, основные представители в Великобритании (Ричард Гамильтон, Эдуардо Паолоцци, Рональд Брукс Китай, Дэвид Хокни) и США (Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Клас Ольденбург). Гиперреализм, его смысл и основные представители в живописи (Чак Клоуз, Маркус Харви, Ричард Эстес, Роберт Коттингхэм, Джон Солт, Ральф Гоингс, Клаудио Браво) и скульптуре (Дуэйн Хэнсон, Рон Мьюек).
9 декабря. Лекция № 5 «“Новый реализм” и arte povera»
Понятие «нового реализма» в послевоенном европейском искусстве, его толкование и воплощение. Творчество Ива Кляйна, Жана Тэнгли, Ники де Сен-Фалль, Армана, Сезара, Даниэля Споэрри, Миммо Ротеллы. Движение Arte povera в Италии, его художественные принципы и участники: Лючано Фабро, Марио Мерц, Пино Паскали, Яннис Кунеллис, Джузеппе Пеноне, Джованни Ансельмо, Джильберто Дзорио, Алигьеро Боэтти, Микеланджело Пистолетто.
Стоимость полного билета – 300 рублей, льготного – 225. Билеты можно приобрести только на сайте Объединения «Манеж» или по ссылкам.
БИЛЕТЫ:
Объединение «Манеж» | 8 (499) 394-08-32 | pr.manege@gmail.com
18+
Купить электронный билет:
* — Внимание!
По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.
Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.