Осип Иванович Бове — выдающийся архитектор и один из основоположников московского классицизма, оставивший значительный след в архитектурном облике Москвы. Его работы стали символом целой эпохи и сформировали представление о том, какой должна быть столица России.
К 240-летию со дня рождения мастера мы обращаемся к одной из его значительных заслуг — участию в декоративном оформлении Центрального выставочного зала «Манеж». В рамках этого проекта Бове проявил свой уникальный талант к созданию гармоничного и величественного пространства, которое продолжает впечатлять современников и является важной частью культурного наследия России.
Осип Бове родился 4 ноября 1784 года в городе Санкт-Петербург в семье художника Винченцо Джованни, приглашенного в Россию для работы в Эрмитаже. Архитектурное образование зодчего началось со стажировки у мастера Франческо Кампорези и продолжилось обучением в московской архитектурной школе при Экспедиции Кремлевского строения с 1802 года. Под руководством Матвея Казакова юный архитектор участвовал в строительстве Голицынской больницы. В 1809–1810 гг. совместно с Карлом Росси построил дворец для принца Георга Ольденбургского – генерал-губернатора Тверской, Ярославской и Новгородской губерний. В качестве помощника архитектора Ивана Еготова восстанавливал Водовзводную башню Кремля.
Во время Отечественной войны 1812 года Осип Бове служил в Салтыковском гусарском полку, где познакомился с графами Шереметевыми и Голицыными, Николаем Толстым, Александром Грибоедовым. Стремительно двигаясь по карьерной лестнице, Осип Бове был назначен главным архитектором Москвы после пожара 1812 года, восстановил Красную площадь, Торговые ряды, построил Александровский сад, спроектировал Большой театр и Театральную площадь, составил также теоретический труд — «Альбом образцовых проектов» с рекомендациями по строительству зданий. Осип Бове фактически заново спланировал архитектурный ансамбль центра Москвы, сохранившийся до наших дней. До пожара архитектура центрального района имела усадебный тип застройки, где каждое частное здание выстраивалось в соответствии со вкусами своих владельцев. Осип Бове утвердил единые правила колористики и унификации постройки и стилистического облика.
Послепожарное восстановление Москвы велось на основе градостроительных идей по прожективному плану 1775 года, но основная задача заключалось в придании особого смыслового звучания – меморарилизировать память о победе в Отечественной войне 1812 года. Была создана специальная Комиссия о строении Москвы, работу над Центральным районом города возглавил архитектор Осип Бове.
Здание экзерциргауза создано в стиле классицизма, что подчеркивают торцевые фасадные плоскости, гладкие фронтоны, а также аркада, состоящая из семи арочных проемов, разделённых 34 тосканскими колоннами и тяжелым антаблементом. Мерный ритм колонн и пилонов придают зданию особую монументальность. Строительством Манежа руководила группа инженеров под руководством генерала Л.Л. Карбонье, главного инспектора гидравлических и земляных работ в Москве, работы выполнялись по проекту А.А. Бетанкура. Уникальная конструктивная система кровли без единой опоры была абсолютно инновационна и не имела на тот момент аналогов в мире.
В 1824–1825 годах О.Бове занимался декоративным оформлением и скульптурным убранством Манежа и возглавлял Комиссию по обследованию Манежа. В основу проекта скульптурного убранства Манежа взяты образы античных военных доспехов, щитов и венков римских легионеров. Стены здания украсили декоративными деталями в виде военных эмблем римских легионеров и колоннами дорического ордена. Архитектор планировал установить по периметру стен двенадцать скульптурных композиций «Военные доспехи», отлитых из чугуна, но дело до них так и не дошло – в 1825 году император Александр Павлович скончался, а новый государь, Николай I, интереса к проекту не проявил.
Манеж по сей день остаётся одной из главных культурных доминат города, а уникальные конструктивные характеристики знания позволяют организовывать проекты любого уровня сложности.
Купить электронный билет:
* — Внимание!
По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.
Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.