Учреждение,
Подведомственное
Департаменту
Культуры
Города Москвы

г. Москва, Манежная пл, д.1.

Дата публикации: 2018.11.26

История России через стереофотографию 1880–1917 в 3D

23 ноября — 30 апреля 2019

Выставка работает с 12.00 до 21.00

 

Понедельник – выходной.

 

 

Гостиный двор, ул. Ильинка, д. 4, аудитория 273

 

С 23 ноября в Гостином дворе (площадка Объединения «Манеж») открыта выставка «От Belle ?poque к революции – история России через стереофотографию 1880–1917 в 3D» (Стереоскопические архивы российских фотографов конца XIX – начала XX века). Выставочный проект создан совместно с НИУ ВШЭ и Фондом сохранения фотонаследия им. С.В. Челнокова.

 

Выставка расскажет об истории дореволюционной России через историю малоизученных коллекций российской стереоскопической фотографии и представит стереоскопические фотографии, сделанные российскими фотографами в конце ХIХ – начале ХХ века.

 

Со стереофотографией связан важный этап развития фотоискусства. Она выступала и как форма досуга, но также оказалась способом поиска новой фотографической выразительности. Связано это с тем, что работать со стереокамерой было проще, чем с крупноформатными аппаратами, и стоили они значительно дешевле. Стереофотография стала первым шагом в истории любительской фотографии и в сравнении с другими аппаратами, фотограф получал свободу действий. Изобретение стереофотоаппарата позволило ввести повседневность в фотографию, перейдя от статичных изображений к движущимся объектам. История техники стереофотографии столь же разнообразна, сколь и история фотографии – за более полувека ее существования менялись камеры, стереопары снимали на металлические пластины и на стекло, печатали на бумаге. Но главный принцип оставался неизменен: при создании стереофотографии для каждого глаза необходимо изготовить отдельное изображение, сняв изображаемый объект с двух разных точек, расстояние между которыми составляет от 10 до 20 см. Чтобы воспринять эффект объема требуется дополнительное бинокулярное устройство для просмотра – стереоскоп. В него вставляется стереопара, и при просмотре каждый глаз видит соответствующее ему изображение, за счет этого и достигается стереоскопический эффект.

 

Огромный массив стереоскопических фотографий, сохранившихся в частых и музейных коллекциях, отображает различные аспекты жизни эпохи, позволяя соприкоснуться с тем, что принято называть «самой повседневностью». В этом и заключается достоверность стереоскопической фотографии, которая с самого начала была призвана свидетельствовать о жизни, используя эффект приближения реальности.

 

Российские стереоскопические архивы выступают одновременно и как памятники эпохи, и, в то же время, они оказываются носителями визуальной карты, в которой прослеживается история России и самих фотографов, рассказывающих о времени через стереофотографию. Отечественные стереоскопические архивы позволяют увидеть жизнь России, предшествующую 1917 году и оказаться свидетелями значимых исторических событий. В этом сопоставлении различных фотоархивов открывается новый сюжет истории, рассказанной через историю стереоскопической фотографии до и вокруг 1917 года. Здесь перед нами и многообразные свидетельства стремительной предвоенной индустриализации – от прокладки трамвайных путей и полета первых аэропланов до технических чудес Всемирной выставки в Париже. Но также приметы нарастающего социального напряжения и грядущего катаклизма – бросающейся в глаза бедности и социального расслоения. Значимые общественные события – такие как открытие памятника Гоголю в Москве, перемежаются с путевыми фотозаметками, сделанными в путешествиях или экспедициях. Особое место занимают портреты современников, среди которых мы встречаем множество людей, внесших свой вклад в российскую культуру и науку.

 

Поскольку стереопары требуют специальной технологии для их демонстрации, то используя современные 3D технологии, выставка демонстрирует неизвестный ранее широкой публике визуальный материал, организованный хронологически и подводящий к 1917 году. Одновременно она представляет несколько различных фотографов, работавших со стереокамерой, каждый из которых видел и снимал по-своему и оставил свою собственную визуальную летопись.

 

Способ презентации фотографий – как посредством современных 3D технологий, так и посредством воссоздания копий архивных стереоскопов. Современные технологии позволяют представить несколько фильмов, проецируемых в режиме 3D, созданных на основе стереопар, а также демонстрировать копии стереоизображений через очки виртуальной реальности, использующие персональный смартфон. Именно это сочетание различных техник презентации изображений создает необходимую свободу зрителю по отношению к материалу, позволяя находить различные точки пересечения «себя сегодняшнего» и прошлого, что отвечает самой идее стереоскопической фотографии, максимально вовлекающей зрителя в рассматриваемую реальность.

 

Использование современных технологий 3D делает возможным виртуальное путешествие в прошлое, благодаря цифровой обработке фотографий и их демонстрации в 3D проекции. Подобное экспонирование оказывается не только видом развлечения, но непосредственный контакт с образом в трехмерной проекции открывает историческое восприятие к нашей субъективности, позволяет зрителю заново «пережить» историю.

 

Ныне стереоскопия вернулась через кино, забыв свое изначальное имя и получив английское – 3D. Именно на эффекте стереоскопии основано большинство современных 3D технологий. Российские фотографы, работавшие с трёхмерным изображением, оставили нам замечательные образцы фотоискусства, оценить которое можно только при его воспроизведении фотографий в 3D.

 

На выставке будут представлены фотографии из архивов Н.А. Шилова (1872-1930), П.И. Постникова (1862-1936), А.А. Карзинкина (1863-1939),С.В. Челнокова (1861-1924), П.Н. Второва, В.Г. Шухова.

 

Выставка организована при поддержке Российского исторического общества.

 

Аккредитация прессы: Объединение «Манеж» | 8 (495) 645-92-76 | pr.manege@gmail.com

 

Стоимость полного билета – 250 рублей, льготного – 100 рублей.

 

 

0+

        
        
        
				
рассказать в
Политика конфеденциальности
design by just design
Яндекс.Метрика
X
Правила продажи билетов
Возврат билетов

Купить электронный билет:

* — Внимание!

По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.

Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.

Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.


Персональная выставка народного художника Василия Нестеренко «Мы – русские, с нами Бог!»
Экскурсии по персональной выставке народного художника Василия Нестеренко «Мы – русские, с нами Бог!»