Учреждение,
Подведомственное
Департаменту
Культуры
Города Москвы

г. Москва, Манежная пл, д.1.

Дата публикации: 2015.08.08

И все-таки…

Скульптуры Вадима Сидура 1950 – 1980-х годов
17 апреля — 15 ноября 2015
Стоимость полного билета - 150 рублей, льготного - 50 рублей

В Музее Вадима Сидура открывается обновленная экспозиция, показывающая эволюцию творчества скульптора, создавая понятное представление о творческом пути Сидура и развитии его мировоззрения.

 

Вадим Сидур — один из наиболее значительных и недооцененных российских скульпторов. Его творческое наследие поражает: тридцать лет проработав в своей мастерской-подвале, Сидур создал более 500 скульптур, более 1000 графических листов. Его монументальные произведения еще при жизни художника были установлены во многих городах Германии, США. В мастерской-подвале Сидура в Москве возник свой особый мир, который не принимало официальное советское искусство, несмотря на то, что всегда находились друзья и ценители творчества скульптора. К нему приходили Э. Климов и В. Шукшин, Б. Окуджава и Т. Гуэрра, Г. Белль и Ю. Трифонов. Драматург С. Беккет, увидев в 1975 году скульптуру «Инвалид», написал: «Потрясающая скульптура, мощное и волнующее произведение, немота гнева и сострадания».

 

Почти для всех выставок Вадима Сидура, начиная с 1987 года, было характерно представлять, по возможности, всё многообразие творчества художника, которое накопилось за всю его жизнь в его подвальной мастерской. К тому же, много лет показ  его скульптур находился под угрозой, что могут опять запретить, и надо «успеть».

 

В июле 2014 года Музей Вадима Сидура открылся после реконструкции, превратившей музей в комфортное и современное выставочное пространство, обновленный формат музея, удобного, прежде всего, для посетителей, но и также предназначенного для проведения образовательных программ, лекций, кинопоказов, творческих вечеров.

 

Основной задачей открывшейся в музее в 2014 году экспозиции «Вадим Сидур. В поисках человека» было вновь показать многообразие и разноплановость творчества мастера, воссоздав в обновленном пространстве атмосферу подвальной жизни скульптур и расставив экспонаты, с одной стороны, более произвольно, а с другой стороны, взаимосвязано тематически.

 

Обновленная экспозиция, неофициальным девизом которой ее главный куратор — известный немецкий ученый-славист, бывший директор Института русской и советской культуры им. Лотмана Рурского университета (г. Бохум) и многолетний друг Сидура Карл Аймермахер — избрал фразу «Лучше меньше, да лучше», сконцентрирует внимание зрителя на эволюции творчества Сидура, проведя по 3 этапам творческого развития скульптора (пятидесятые, шестидесятые и семидесятые-восьмидесятые годы). Планируется, что последующие  выставки будут делать акцент на других, не менее важных аспектах Сидуровского творчества. Произведения, выбранные для экспозиции, показывают специфические особенности, касающиеся тематической, эстетической и формальной трактовки творчества художника в каждый период, а также отдельных проблем человека и скульптуры в культурной традиции России и Западной Европы.

 

В основном пространстве музея на первом этаже размещены главные скульптуры и графические работы. Экспозиция наполнена «воздухом», и все скульптуры расставлены с возможностью кругового обзора. В зале на втором этаже показаны работы Сидура на тему войны (экспозиция под названием «После войны»).

 

Экспозицию дополняют кураторские тексты и выдержки из интервью Сидура, дающие представление об эволюции его мировоззрения и формального метода. Также на выставке демонстрируется вспомогательный киноматериал (документальный фильм о Сидуре); в дальнейшем планируется использование интерактивных экранов с дополнительной информацией на русском, английском и немецком языках.

 

«Предприняв попытку освободиться от традиций, навязанных советским художественным образованием, и найти свой собственный путь в искусстве, Сидур следовал принципу «И все-таки…» — то есть, создавать произведения только по своим собственным художественным и этическим убеждениям. Результатом стали работы, которые не иллюстрируют и не парафразируют другие, уже существующие направления искусства, а каждый раз вовлекают любого зрителя в новый диалог. Этой успешной попыткой Сидур вписывает себя в многоликий контекст европейского искусства двадцатого века», — объясняет выбор названия выставки Карл Аймермахер.

 

О кураторе, профессоре Карле Аймермахере:

Карл Аймермахер (р. 1938) – выдающийся немецкий ученый-славист, семиотик, историк литературы, искусствовед, профессор. Основатель и первый директор Института русской и советской культуры им. Ю.Лотмана Рурского университета (г. Бохум). Инициатор, руководитель и спонсор множества издательских проектов по истории русской и советской культуры, самым значительным из которых является трехтомник «Россия и Германия. ХХ век». Автор многочисленных статей и книг о Сидуре, а также исследований по истории неофициального советского искусства. Именно он, познакомившись во время научной командировки в Москву в 1970 году с Вадимом Сидуром, открыл его удивительное искусство для западной публики. Десятки организованных выставок, издание полного каталога скульптур Сидура, установка в нескольких городах Германии памятников по его моделям – результаты неутомимого «Сидур-трегерства» Аймермахера. Но Карл был не просто поклонником творчества Сидура – их связывала многолетняя дружба и общность взглядов на место человека и искусства в нашем мире. Неудивительно, что и после смерти художника в 1986 году Аймермахер не оставил своей миссии популяризации личности и творчества Вадима Сидура, особенно в России. Благодаря его инициативе и поддержке, были изданы два тома его личной переписки с Сидуром и его женой, Юлией Сидур, дневники Юлии Сидур, создан фонд Сидура в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ). Своим открытием после долгого ремонта в 2014 году музей Вадима Сидура также во многом обязан усилиям Карла Аймермахера.

Аккредитация: МВО «Манеж» +7 (495) 645 92 76, pr.manege@gmail.com

 

Стратегический медиапартнер:

 AN Logotype-alt

Информационный партнер:

??????????????????

Markirovka - 18

        
        
        
				
рассказать в
Политика конфеденциальности
design by just design
Яндекс.Метрика
X
Правила продажи билетов
Возврат билетов

Купить электронный билет:

* — Внимание!

По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.

Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.

Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.


Персональная выставка народного художника Василия Нестеренко «Мы – русские, с нами Бог!»
Экскурсии по персональной выставке народного художника Василия Нестеренко «Мы – русские, с нами Бог!»