В рамках Десятого международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2014» МАММ представляет выставку легендарного шведского фотографа-документалиста Андерса Петерсена «Вернувшись домой» («From Back Home»). Этот проект – результат сотрудничества Андерса Петерсена и Я.Х. Энгстрема (J.H. Engstrom). Альбом этой серии, изданный в 2009 году, был удостоен множества престижных фотографических премий, в том числе приза Фотофестиваля в Арле («The Arles Contemporary Book Award for 2009»).
Петерсен родился в Стокгольме в 1944 году. Он происходил из буржуазной семьи, в которой с самого детства ощущал себя аутсайдером. В попытке вырваться из мира сдержанности и притворства, главных «добродетелей» его окружения, 18-летний Андерс Петерсен отправился в Гамбург изучать немецкий язык. Там он погрузился в иную реальность, главной ценностью которой была возможность быть принятым таким, какой ты есть, со всеми слабостями и недостатками, возможность прямого и честного общения – в мире бродяг со всего света не было судей и осуждения.
Однажды, слоняясь по городу, Петерсен наткнулся на кафе «Lehmitz» – пивную на улице Репербан, где встречались обитатели квартала «красных фонарей. Спустя несколько лет, уже став учеником знаменитого шведского фотографа Кристера Стрёмхольма, и вдохновившись его идеями, Петерсен вернулся в это кафе для того, чтобы договориться о съемках с его завсегдатаями. Результатом трехлетней работы стала персональная выставка «Кафе Lehmitz» (1967-1970), которая принесла Андерсу Петерсену мировую известность. Музей «Московский Дом фотографии», совместно с Фотомузеем Сундсвалля в рамках «Фотобиеннале 2006» показывал эту выставку в Москве.
В 1973 году Петерсен опубликовал свою первую книгу «Зеленые рощи» («Gr?na Lund») о посетителях стокгольмского парка развлечений, в 1974 – закончил Шведскую школу кино, Драматический институт в Стокгольме, а в 1978 в Германии вышла его книга «Caf? Lehmitz».
Уже в первой серии фотографий можно увидеть основные принципы, которым Петерсен верен до сих пор. Вот, как он их формулирует: «Я не принадлежу к цифровому миру. Я – аналоговый фотограф. Я не хочу выглядеть профессионалом и знаменитым фотографом. Я хочу быть только любителем. У меня есть только маленькая камера. С этой небольшой камерой удобнее приближаться к людям, потому что ты к ним подходишь не как фотограф, а как человек. Я ищу людей, ищу контакта и хорошего разговора. Мне нравится животный, примитивный подход. Мне нравится органичное в людях. Это правдиво».
В 1984 вышла в свет первая книга из знаменитой трилогии о закрытых учереждениях. Петерсен задумал три книги: об обитателях дома престарелых, психиатрической клиники и тюрьмы. «Камера функционирует как ключ, – вспоминает Петерсен, – никто не позволил бы мне войти в тюрьму или в психиатрическую больницу, если бы у меня не было камеры.
Для Андерса Петерсена выставка «Вернувшись домой», которую представляет сегодня МАММ, – это путешествие к истокам, в Вермланд, безмолвный суровый край, покрытый вековыми лесами, населенный немногословными, замкнутыми людьми, наполненный детскими воспоминаниями, грустью, одиночеством, и в то же время мечтами, когда-то позволившими 18-летнему юноше вырваться в огромный, многолюдный мир и рассказать свои поэтичные, глубокие, иногда экстравагантные и очень личные истории.
Купить электронный билет:
* — Внимание!
По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.
Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.