Учреждение,
Подведомственное
Департаменту
Культуры
Города Москвы

г. Москва, Манежная пл, д.1.

Дата публикации: 2021.02.26

Курс М.В. Соколовой «Всеобщая история искусств. Часть 3. Европейское искусство Нового времени»

22 марта — 7 июня 2021
20:00 – 21:30

Гостиный двор, ул. Ильинка, 4, аудитория 271

 

Курс лекций «Всеобщая история искусств», разработанный Объединением «Манеж» совместно с кафедрой всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, знакомит слушателей с основными периодами в развитии архитектуры и изобразительного искусства с древности до середины ХIХ века, от появления художественного творчества до рождения современного взгляда на мир и истоков актуальных художественных практик.

 

История искусства предстанет как единый процесс, ход которого подчинен определенным закономерностям, но каждый из этапов обладает неповторимым своеобразием. На примере ключевых памятников и творчества великих мастеров будут разъяснены основные понятия истории искусства: культурно-историческая эпоха, стиль, направление, художественная школа, индивидуальная манера мастера; показано влияние контекста эпохи, ее политического и социального климата, ее религиозно-философских представлений и эстетических предпочтений на формальный и образный строй произведений искусства.

 

Предлагаемый лекционный цикл уникален, так как его программа составлена с учетом проблематики учебных курсов, читаемых на отделении истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Лекторы – преподаватели кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ, ведущие отечественные специалисты в различных областях искусствознания.

 

Третья часть курса, «Европейское искусство Нового времени», знакомит с основными эпохами и художественными направлениями в истории классического искусства XVII-XIX вв. и особенностями развития главных национальных художественных школ, творчеством крупнейших мастеров Италии, Испании, Голландии и Фландрии, Франции, Англии, Германии.

 

Расписание:

 

22 марта. Лекция №1 «Архитектура и скульптура итальянского барокко»

Особенности европейской культуры XVII в. Корни барочного мировоззрения и ключевые формально-стилистические особенности искусства барокко. Палитра художественных методов в европейском искусстве XVII в. (классицизм, натурализм). Истоки итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини-архитектора и скульптора как воплощение стиля барокко. Творчество Ф. Борромини. Итальянская барочная архитектура и градостроительство в XVIII вв. (Рим, Венеция, Турин, Неаполь).

 

29 марта. Лекция № 2 «Живопись итальянского барокко»

Итальянская живопись на рубеже XVI–XVII вв. Творчество братьев Карраччи. Революционная новизна искусства Караваджо. Караваджизм в европейской живописи. Болонский академизм. Основные школы итальянской живописи XVIII в. Дж. Б. Тьеполо и монументальная живопись позднего барокко. Дж. Б. Пиранези.

 

5 апреля. Лекция № 3 «Барокко во Фландрии и Испании»

Специфика политического и культурного развития Фландрии. Творчество Питера Пауля Рубенса как воплощение стиля барокко в живописи. Антонис ван Дейк и развитие европейского парадного портрета. Якоб Йорданс и специфика интерпретации классических сюжетов во фламандской живописи. Особенности фламандского натюрморта (Ф. Снейдерс) и жанровой картины (А. Браувер). Ключевые особенности испанской культуры XVII в. и основополагающие черты испанского искусства (экспрессия, натурализм). Искусство Эль Греко как первого значительного испанского живописца. Творчество Хусепе Риберы и Франсиско де Сурбарана и их связь с духовной жизнью эпохи. Творчество Диего Веласкеса и его живописное мастерство как кульминация «золотого века» испанского искусства. Новая трактовка исторической картины, эволюция отношения к античной теме, концепция портрета в творчестве Веласкеса.

 

12 апреля. Лекция № 4 «Барокко в Голландии»

Особенности политического и религиозного развития Северных Нидерландов в XVII в. Сложение развитой системы жанров в голландской живописи. Голландский натюрморт, его развитие в XVII в., основные типы, жанровые особенности и мастера (П. Клас, В. Хеда, В. Калф). Голландский национальный пейзаж и его развитие в XVII в. (Я. Ван Гойен, Я. Ван Рёйсдал, М. Хоббема). Жанровая живопись в Голландии: основные школы (Делфт, Харлем, Лейден), темы и мастера. Творчество Яна Вермеера как вершина голландской жанровой живописи. Творчество Франса Халса и эволюция голландского корпоративного портрета. Творческая судьба Рембрандта Харменса ван Рейна. Острая характерность его портретов, особенности трактовки библейских и классических сюжетов в его творчестве. Офорты Рембрандта.

 

19 апреля. Лекция № 5 «Французское искусство 17 века»

Ключевые черты французской культуры Нового времени. Французское искусство как отражение рационалистической философии и политической системы зрелого абсолютизма. Стилевые особенности французской архитектуры XVII в.: черты барокко и тяготение к классицизму (Ф. Мансар, Ж. Лемерсье, Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар, К. Перро). Ансамбль замка Во-ле-Виконт. Ансамбль Версаля и его значение для европейской архитектуры и садово-паркового искусства Нового времени. Различные тенденции во французском изобразительном искусстве XVII в. (Ж. Калло, братья Ленэн, Жорж де ла Тур). Творчество Никола Пуссена как вершина классицистического метода. Пейзажи К. Лоррена.

 

26 апреля. Лекция № 6 «Французское искусство 18 века»

Культура рококо и ее воплощение в различных видах искусства. Творчество А. Ватто, Ф. Буше, Ж.-О. Фрагонара. Влияние идей Просвещения на искусство Франции. Творчество Ж.-Б.-С. Шардена. Французская скульптура XVIII в. (Ж.-Б. Пигаль, Ж.А. Гудон, Э.М. Фальконе). Неоклассицизм во французской архитектуре (Ж.-А. Габриэль, Ж.-Ж. Суффло, Э.-Л. Булле, К.-Н. Леду) и живописи (Г. Робер, Ж.-Л. Давид). Великая французская революция и творчество Ж.-Л. Давида. Искусство около 1800 г. Ж.-О.-Д. Энгр.

 

17 мая. Лекция № 7 «Английское искусство 18 века»

Специфика развития английской национальной художественной школы. Творчество У. Хогарта, Дж. Рёйнолдса, Т. Гейнсборо. Феномен палладианства в английской архитектуре от И. Джонса до лорда Бёрлингтона. Творчество К. Рена как национальная модификация барокко в Англии и неоклассицизм XVIII в. Творчество Р. Адама. Английский пейзажный парк.

 

24 мая. Лекция № 8 «Европейское искусство романтизма»

Архитектура первой половины XIX в. в Германии и Франции. Романтизм: ключевые особенности мировоззрения, основные проблемы и темы искусства. Творчество Ф. Гойи. Творчество У. Тёрнера и Дж. Констэбла и их роль в развитии европейского пейзажа. Романтизм в немецкой литературе и искусстве (К.Д. Фридрих, назарейцы). Специфика романтизма во французской живописи (Т. Жерико, Э. Делакруа). Европейская скульптура первой половины XIX в. (Дж. Флаксман, А. Канова, Б. Торвальдсен).

 

31 мая. Лекция № 9 «Реализм в искусстве Франции 19 века»

Содержание термина «реализм», его расширительное (художественный метод) и узкое (период в истории искусства XIX в.) истолкование. Творчество О. Домье, Г. Курбе и Ж. Милле. Развитие пейзажа в искусстве Франции XIX в. (К. Коро, «барбизонская школа»). Импрессионизм как финальная точка реалистических исканий французской живописи. Творчество Э. Мане. Живописная система и техника импрессионистов, основные темы в их творчестве. Творчество К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега, К. Писсарро.

 

7 июня. Лекция № 10 «Европейское искусство конца 19 века»

Эволюция импрессионизма. Неоимпрессионизм (дивизионизм, пуантилизм) в творчестве Ж. Сёра и П. Синьяка. Постимпрессионизм как качественно новый этап в европейской живописи. Художественная система П. Сезанна. Творчество Винсента ван Гога и П. Гогена. Символизм в европейском искусстве. Реформаторская роль О. Родена и А. Майоля в развитии европейской скульптуры.

 

 

Лектор:

Мария Васильевна Соколова – кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусств МГУ. В 1992 году окончила отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ, в 1995 году – аспирантуру кафедры всеобщей истории искусства, защитив диссертацию на тему «Художественная жизнь Рима первой половины XIX века». На факультете работает с 1996 г., читает курс по европейскому искусству XIX века, многочисленные авторские курсы, посвященные искусству Англии Нового времени, а также пропедевтические дисциплины.

 

 

Стоимость полного билета – 500 рублей, льготного – 375 рублей, абонемента на 10 лекций – 4000 рублей. Билеты можно приобрести по ссылке: https://primepass.ru/widget/v2/spot/546/event/7393/ 

Абонементы: https://primepass.ru/widget/v2/spot/546/event/7394/ 

 

*Билеты и абонементы можно приобрести только в электронном виде на сайте Объединения «Манеж». 

 

Объединение «Манеж» | 8 (499) 394-08-32 | pr.manege@gmail.com

 

 

12+

 

 

Информационный партнёр:

 

        
        
        
				
рассказать в
Политика конфеденциальности
design by just design
Яндекс.Метрика
X
Правила продажи билетов
Возврат билетов

Купить электронный билет:

* — Внимание!

По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.

Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.

Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.


Персональная выставка народного художника Василия Нестеренко «Мы – русские, с нами Бог!»
Экскурсии по персональной выставке народного художника Василия Нестеренко «Мы – русские, с нами Бог!»