Гостиный двор, ул. Ильинка, д. 4, ауд. 271
Уважаемые слушатели, лекция 2 ноября не состоится!
Объединение «Манеж» вновь запускает лекционный курс «Всеобщая история искусств», разработанный совместно с историческим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова. Курс познакомит слушателей с основными периодами развития искусства с древности до середины ХIХ века: от появления художественного творчества как особой формы деятельности человека – до истоков актуальных художественных практик.
В основе программы лежит последовательная периодизация предмета изучения: история искусства будет представлена слушателям как единый неразрывный процесс, ход которого подчинен определённым закономерностям, а каждый из этапов – уникален. Ключевые понятия истории искусства, такие как культурно-историческая эпоха, стиль, направление, художественная школа, будут разъяснены на примерах конкретных произведений. Слушатели узнают о влиянии контекста эпохи, ее социально-политического климата, религиозно-философских течений и эстетических канонов на содержание и форму выражения искусства.
Программа составлена с учетом проблематики учебных курсов, читаемых на отделении истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Первая часть лекционного курса посвящена истории средиземноморской культуры и объединяет два главных формообразующих этапа её истории: возникновение цивилизации Древнего Востока и цивилизаций классической античности – Древней Греции и Древнего Рима.
Государства Древнего Востока были включены в сложную систему культурно-исторических связей – политических, дипломатических, художественных. На раннем этапе своего развития греческое искусство испытало воздействие древних культур Древнего Египта и государств, последовательно сменявших друг друга на территории Двуречья, Малой и Передней Азии, творчески переработало восточные заимствования. Иное миропонимание эллинов, гуманистическая направленность их культуры определили существенные отличия древнегреческой архитектуры и искусства от художественных систем, созданных в Средиземноморье.
Наследие Древней Греции, принципы и типы ее архитектуры, отношение к человеческой личности и пластический идеал, выработанный эллинами, сыграли принципиальную роль в становлении европейской цивилизации, но прежде всего – в формировании облика ее прямой преемницы, культуры Древнего Рима.
Искусство Рима стало заключительным этапом в развитии античной художественной системы и отличалось новаторством в области конструктивных, плановых и декоративных решений, развитием характерных жанров в скульптуре и живописи, а могущество и географический охват римского государства способствовали распространению этих художественных форм в масштабах всего Средиземноморья и обусловило их влияние на искусство последующих эпох.
Лектор:
Надежда Анатольевна Налимова, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ. В 2000 г. окончила отделение «Искусство интерьера» факультета монументального искусства СПб ХПА им. В.И. Мухиной. В 2005 году окончила отделение истории и теории искусств исторического факультета МГУ. В 2008 г. окончила аспирантуру кафедры всеобщей истории искусств, защитив диссертацию на тему «Мифологическая битва» в греческом архитектурном рельефе VI – начала IV вв. до н.э.» С 1999 по 2005 гг. работала в отделе популяризации ГМИИ имени А.С. Пушкина. C сентября 2009 г. преподает на историческом факультете, читает курсы по искусству Древнего Востока и Древней Греции, руководит междисциплинарным авторским семинаром «Искусство античного Средиземноморья: контакты, параллели, влияния».
Программа и расписание блока «Искусство Древнего мира»:
Пролог: вопрос о происхождении изобразительного искусства. Памятники эпохи неолита на территории Африки и Передней Азии. Цивилизации Древнего Востока: ключевые особенности и хронология развития. Периодизация древнеегипетского искусства, его специфика. Роль религиозных представлений, погребального культа и заупокойного обряда в формировании традиций зодчества. Строительная система и типология архитектуры Древнего Египта.
Специфика художественного языка и канон в древнеегипетском изобразительном искусстве. Виды и жанры изобразительного искусства Древнего Египта. Скульптурный портрет и религиозно-магические представления египтян. «Повседневная» жизнь в вечности: египетский погребальный рельеф и монументальная живопись. Религиозная реформа Эхнатона и памятники Амарнского периода. Искусство Позднего Царства.
Особенности развития и периодизация искусства Двуречья. Специфика архитектурной традиции Шумера и Аккада. Скульптурные школы Севера и Юга в Шумерский период. Искусство Древней Месопотамии в Аккадский период. Древневавилонский этап в истории Двуречья: изобразительное искусство в эпоху Хаммурапи.
Город Хаттуса и искусство хеттов во II тыс. до н.э. Расцвет Новоассирийской державы: принципы архитектурной композиции и характер декора ассирийских дворцов. Ассирийский монументальный рельеф. Монументальное искусство Древнего Ирана, архитектурно-пластические комплексы в Сузах и Персеполе. «Имперский стиль» в ахеменидском искусстве.
Истоки классической античности: наследие ахейской художественной культуры и ее восприятие «новыми» греками. Архитектурные поиски в «гомеровской» Греции. Возникновение ордера и его развитие, новый вариант архитектурно-пластического синтеза. Формообразующие принципы греческой архитектуры. Важнейшие святилища и храмовые комплексы (Дельфы, Афины, Пестум и др.).
Фигуративное искусство эпохи геометрики, рождение нарратива. Архаическая и классическая статуарная пластика: две художественные системы, две модели воплощения «прекрасно-доброго». В поисках равновесия: искусство Мирона, Поликлета, Лисиппа. Творцы богов: Фидий и Пракситель. Эпическое и трагическое в греческом изобразительном искусстве от Экзекия до Скопаса.
Предпосылки возникновения новой художественной системы: искусство «предэллинизма». Особенности исторического периода и художественного стиля. Расцвет градостроительства. Новые задачи и художественные методы в визуальных искусствах. Проблема художественного синкретизма, ретроспективность и новаторство. Понятие «классика», классическое наследие в эллинистический период.
Понятие «искусство Древнего Рима» в современной науке. Периодизация древнеримского искусства. Греческое влияние и римская самобытность: Рим как часть эллинистического мира, взаимодействие и соотношение двух традиций. Особенности становления и развития искусства Древнего Рима, проблема «ассимиляции» и «заимствования». Художественное наследие этрусков как один из истоков римского искусства.
Отличительные особенности римской архитектуры, восприятие Римом греческого опыта. Римская строительная техника. Типология римской архитектуры: основные типы сакральных, гражданских и утилитарных сооружений. Римское градостроительство эпохи Республики: частная и гражданская сферы. Синтез живописи и архитектуры, четыре «помпеянских» стиля и их истоки.
Архитектура эпохи Империи. Римская архитектурная революция. Зрелищные и триумфальные сооружения Древнего Рима. Архитектура римских провинций от Августа до тетрархов.
Ключевые жанры в древнеримской скульптуре. Истоки римской портретной концепции. Развитие скульптурного портрета от эпохи Республики до времен Поздней Империи и первых веков христианства: эволюция вкуса, духовных и пластических идеалов. Исторический рельеф и специфика «исторического» мышления римлян. Погребальная сфера: искусство римских саркофагов.
Стоимость одной лекции – 600 рублей, стоимость абонемента – 5500р. Абонементы можно приобрести в кассе Гостиного двора и на сайте https://voxxter.ru/event/4064
Аккредитация прессы: Объединение «Манеж» | 8 (495) 645 92 76 | pr.manege@gmail.com
12+
Купить электронный билет:
* — Внимание!
По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.
Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.