Учреждение,
Подведомственное
Департаменту
Культуры
Города Москвы

г. Москва, Манежная пл, д.1.

Дата публикации: 2017.08.18

Лекционный курс «История музыки»

12 сентября — 14 ноября 2017
19-00 – 20-30

 

Гостиный двор, ул. Ильинка, д. 4, ауд. 271

 

Лекционный курс «История музыки» Дениса Хорова (композитор, ведущий научный сотрудник «Мемориальный музей А.Н. Скрябина», лауреат Международных конкурсов, куратор музыкальных программ, член Союза Московских композиторов и Союза композиторов РФ,  выпускник Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского) познакомит слушателей с основными периодами в развитии музыки и знаковыми фигурами композиторского искусства от Средневековья до начала ХХ века, от появления первых композиторов до периода, предвосхитившего новую гармонию с её актуальными музыкальными практиками.

 

Музыка предстанет как процесс становления, расцвета и перерождения,  ход которого подчинен определенным законам как внутреннего, так и внешнего порядка. Каждый из рассмотренных периодов музыки обладает неповторимым своеобразием и множественным индивидуальным решением композиторского гения. На примере творчества великих мастеров и ключевых музыкальных произведений будут разъяснены основные понятия истории музыки: эпоха, стиль, направление, форма, композиция, композиторская школа; показано влияние контекста эпохи на музыкальное искусство, ее политическое и социальное воздействие на процесс рождения музыкального произведения; затронуты религиозно-философские и эстетические аспекты формировавшие основные концепты музыкального искусства.

 

Расписание:

12 сентября – лекция №1 «Музыкальная культура эпохи Средневековья. Рождение профессионального творчества. Первые композиторы»

Особенности европейской музыкальной культуры в период с IX по XV вв. Корни зарождения профессионального музыкального искусства и его ключевые особенности. Изобретение новых художественных методов и техник. Истоки композиторских школ Средневековья. Творчество Ars antiqua (Школа Нотер-Дам), Ars nova (Филипп де Витри), Ars subtilior (Иоанн Чикония). Появление новых методов фиксации музыки (нотация).

 

19 сентября – лекция №2 «Возрождение. Музыка Барокко. Новое в теории музыки и исполнительской практике»

Генезис основных музыкальных форм и жанров Возрождения. Теория аффектов в музыке. Теория гармонии Нового времени. Тональность как система музыкального мышления особого типа. Творчество Ж.-Б. Люлли, Ж.Ф. Рамо, Ф. Куперена А. Скарлатти, А. Вивальди. Революционная новизна в теории музыки и исполнительской практике Возрождения.

 

26 сентября – лекция №3 «Церковное и светское в музыкальном искусстве Европы. Творчество И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, К. Монтеверди»

Между полифонией и гомофонией в музыке. Специфика политического и церковного в музыке. Творчество Иоганна Себастьяна Баха как музыкальное воплощение стиля Барокко. Георг Фридрих Гендель в противостоянии итальянскому искусству, «война» в музыкальной культуре Англии. Клаудио Монтеверди и рождение Оперы.

 

3 октября – лекция №4 «Классицизм в музыке»

Особенности музыкальной классической формы. Новые музыкальные инструменты. Формирование симфонического оркестра. Дворцовая музыкальная культура. Первые оперные и свободные театры. Фигура композитора в контексте эпохи Просвещения.

 

10 октября – лекция №5 «Йозеф Гайдн и первые классицисты в музыке»

Музыкальная культура Австрии. Феномен придворного музыканта. Дом Эстерхази. Новая система в музыкальном образовании. Ключевые черты стиля Й. Гайдна. 104 симфонии Й. Гайдна. Изобретение как авторская модель в композиции. Наполеон и смерть композитора.

 

17 октября – лекция №6 «Вольфганг Амадей Моцарт и культ музыкального гения в европейской культуре»

Культ гения в музыке. Культура музыкального салона. Леопольд Моцарт и  менеджмент культуры. Гастроли Моцартов. Борьба за свободу и Венский период. Констанция Моцарт и семья композитора. Оперы Моцарта и их первые театральные воплощения. Неиссякаемая вариантность музыкальных решений как главная черта гениальности. Реквием, мистика и смерть. Жизнь после Моцарта.

 

24 октября – лекция №7 «Людвиг ван Бетховен и Великая Французская Революция»

Революция и музыка. Композитор – герой. Бетховен как главный идеолог «Венской классической школы». «Второй Моцарт» и домашний террор. Культура музыкальной импровизации как предтече формата сольного концерта. Манифест композиции. Культура меценатства.  Хайлигенштадтское завещание и потеря слуха. 9 симфоний Л. Бетховена. Бетховенская фортепианная школа. «Русские» квартеты Л. Бетховена. «Торжественная месса» и смерть. Память и культ.

 

31 октября – лекция №8 «Романтизм в музыке. Новый герой»

Роман и музыка. Интерпретация понятия «романтизм» и его символика в музыке XIX века. Новый герой. Мировоззрение и темы. Творчество Франца Шуберта, Ференца Листа (Австро-Венгрия), Феликса Мендельсона, Роберта Шумана (Германия), Никколо Паганини (Италия), Жоржа Бизе, Гектора Берлиоза (Франция), Фредерика Шопена (Польша), Эдварда Грига (Норвегия), Яна Сибелиуса (Финляндия). Идея «Чистого искусства». Рождение сольного концерта и актуальных исполнительских практик. Национальные композиторские школы  Европы. 

 

7 ноября – лекция №9 «Поздний Романтизм. Смерть и новая жизнь тональности»

Вторая промышленная революция и Долгая депрессия в Западной Европе. Симфонизм как основополагающий тип музыкального мышления. Идеи музыкальной драмы и новый этап в развитии больших жанров (опера, симфония). Творчество Антона Брукнера, Густава Малера, Иоганнеса Брамса, Рихарда Вагнера, Рихарда Штрауса. Завершающий этап «классической» тональности и предпосылки к её перерождению. «Новая музыка» как предвестник войны.

 

14 ноября  – лекция №10 «Русская национальная композиторская школа. Русская музыка с середины XVIII до начала XX вв.»

Генезис и эволюция русской музыки. Особенности европейской музыкальной традиции внутри русской культуры. Идея «национального искусства». Борьба с итальянской оперой. Первая консерватория. «Могучая кучка» – основные идеи и реализация национально-эстетических принципов. Формирование «русских» тем в музыке, их истоки и воплощение.  Творчество Дмитрия Бортнянского, Максима Березовского, Михаила Глинки, Александра Даргомыжский, композиторов «Могучей кучки», Николая Римского-Корсакова, Александра Лядова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Александра Скрябина.

 

 

Стоимость абонемента на полный курс – 2700 рублей.

Стоимость билета на разовую лекцию – 300 рублей, льготного – 100 рублей.

Билеты можно приобрести в кассе и на сайте https://voxxter.ru/event/3452 

 

 

d.likhacheva@moscowmanege.ru – координатор программы Дина Лихачева.

 

Аккредитация прессы: Объединение «Манеж» | 8 (495) 645-92-76 | pr.manege@gmail.com

 

12+

        
        
        
				
рассказать в
Политика конфеденциальности
design by just design
Яндекс.Метрика
X
Правила продажи билетов
Возврат билетов

Купить электронный билет:

* — Внимание!

По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.

Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.

Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.


Персональная выставка народного художника Василия Нестеренко «Мы – русские, с нами Бог!»
Экскурсии по персональной выставке народного художника Василия Нестеренко «Мы – русские, с нами Бог!»