Пресс-показ 15 декабря 19.00-21.00
Департамент культуры города Москвы
Музейно-выставочное объединение «Манеж»
МВЦ «Рабочий и колхозница»
2015 год команда Объединения «Манеж» завершает большим отчетным проектом о работе по исследованию истории бытования памятника «Рабочий и колхозница». Выставка станет эскизом новой постоянной экспозиции.
Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» считается главным произведением – opus magnum – советского скульптора Веры Мухиной. Появление памятника стало не только художественным, но и политическим событием, программным заявлением о становлении «большого стиля» советской эпохи, высшим свободным взлетом монументального искусства предвоенного периода. «Рабочий и колхозница» – один из самых выразительных примеров синтеза искусства: скульптура и архитектура предстают единым целым, неразрывно связанным системой подобия пропорций и объемов. Идейный замысел скульптуры принадлежал архитектору Борису Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. Скульптура олицетворяет собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство – несущих высоко поднятую эмблему страны советов – серп и молот. На создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы», изображающей Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в руках, а также безудержно устремленная вперед динамика древнегреческой статуи Ники Самофракийской. Таким образом, «эталон советского социалистического реализма» восходит к античной скульптурной традиции.
Жизнь памятника, созданного Верой Мухиной и Борисом Иофаном в 1937 году для Всемирной выставки в Париже и ставшего символом советской монументальной пропаганды, продолжилась в СССР – долгие годы скульптура простояла у северного входа на ВДНХ, подвергаясь физическому и символическому разрушению. Идеологическое содержание постепенно деконструировалось новым искусством 1960-х годов – на смену соцреализму пришел соцарт, критикующий официальное советское искусство, его тоталитарный гротеск и мифологию. Новый художественный язык стремился разрушить стереотипы прошлого, сломать систему официального советского искусства, обнажая его истинный смысл и назначение – политическую пропаганду.
В 2009 году памятник был отреставрирован и вновь установлен на павильоне, воссозданном по проекту Бориса Иофана. Тем временем, искусство 2000-х вновь обратилось к работе с культурными кодами прошлого, пытаясь осмыслить место памятников советской эпохи в истории искусства и общества. Утратившие идеологическую актуальность, объекты материальной культуры СССР приобрели историческую ценность, стали прообразами искусства, использующего новый художественный язык, позволяющий археологизировать не только формы, но и смыслы советского прошлого.
На выставке будут представлены: архивные материалы, оригинальные предметы эпохи создания памятника «Рабочий и колхозница» из коллекции Объединения «Манеж», советская скульптура 1930-х годов, элементы авторского внутреннего каркаса памятника (оригинальная часть памятника весом до 500 кг), объекты современного искусства: фотография, живопись, графика, скульптура, видео.
Андрей Паршиков и Вера Трахтенберг, кураторы: «Мы предлагаем зрителям погрузиться в историю создания культового памятника, чтобы каждый пришедший на выставку смог увидеть, как монумент проживал свою жизнь, как общество реагировало на его появление в городе и те метаморфозы, которые он когда-то претерпевал, как он отображался в искусстве, и что с ним происходит сейчас. Хотелось бы показать, какое влияние на российское искусство и культуру в целом памятник оказал и до сих пор оказывает».
Ирина Толпина, генеральный директор Объединения «Манеж»: «Все четыре этажа выставочного пространства на несколько месяцев займет большой проект, над которым работала вся команда Объединения «Манеж». Экспозиция «Рабочий и колхозница. Личное дело» – это, в первую очередь, история о главной советской скульптуре, о временах, в которые ей довелось существовать, и о людях, к ней неравнодушных».
Художники:
Вера Мухина
Борис Иофан
Георгий Мотовилов
Группа «ЗиП»
Дмитрий Гутов
Валерий Кошляков
Группа «ФНО»
Сергей Борисов
Игорь Мухин
Александр Косолапов
Александра Паперно
Владимир Дубосарский и Александр Виноградов
Юрий Аввакумов
Борис Орлов
Дмитрий Пригов
Арсений Жиляев
Александр Повзнер
Александр Образумов
Юрий Шабельников совместно с Юрием Хоровским
Станислав Шурипа
Леонид Тишков
Наталья Вицина
Алексей Беляев-Гинтовт
Анна Шестакова
Дмитрий Фомичев
Ксения Перетрухина
На четвертом этаже экспозиции посетителям будет предложена медиатека, включающая обширное количество теоретических материалов, подготовленная Объединением «Манеж» совместно с онлайн-библиотекой Букмейт специально к выставке «Рабочий и колхозница. Личное дело». Монографии, книги о скульптуре и искусстве, уникальные архивные документы будут собраны на виртуальной полке «Рабочий и колхозница. Личное дело» и сопровождены комментариями ведущих экспертов и искусствоведов. Бесплатная подписка включается автоматически и любой желающий сможет бесплатно наслаждаться чтением интереснейших архивных и тематических материалов по выставке.
Чтобы получить доступ к полке, посетителям нужно подключить свой телефон, планшет или компьютер к сети wi-fi Манежа, установить мобильное приложение Букмейт или зайти на сайт bookmate.com.
Аккредитация прессы:
Объединение «Манеж» | +7 (495) 645-92-76| pr.manege@gmail.com
Руководитель пресс-службы Объединения «Манеж» Елена Карнеева | e.karneeva@moscowmanege.ru, 8(926) 576-40-53
Информационные партнеры:
Инновационный партнер:
12+
Купить электронный билет:
* — Внимание!
По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей.
Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.
Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа.