Учреждение,
Подведомственное
Департаменту
Культуры
Города Москвы

«Византийское искусство в Италии. Мозаики»

27 августа — 24 сентября 2019
20:00 – 21:30

Курс лекций Марины Заиграйкиной «Византийское искусство в Италии. Мозаики»

Гостиный двор, ул. Ильинка, д. 4, ауд.271

 

12+

 

Курс лекций «Всеобщая история искусств», разработанный Объединением «Манеж» совместно с кафедрой всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, знакомит слушателей с основными периодами в развитии архитектуры и изобразительного искусства с древности до середины ХIХ века, от появления художественного творчества до рождения современного взгляда на мир и истоков актуальных художественных практик.

 

Авторский цикл лекции «Византийское искусство в Италии. Мозаики» посвящён мозаичному искусству, сохранившемуся на территориях Италии. Он охватывает период от IV и до XII веков, то есть, от раннехристианского периода до момента цветения Империи в XII столетии. Лекции сопровождаются презентациями наиболее известных ансамблей.

 

Марина Павловна Заиграйкина – кандидат искусствоведения, окончила МГУ имени М.В. Ломоносова. Член союза художников России, член Ассоциации искусствоведов (АИС). Область научных интересов – раннехристианское и византийское искусство, средневековое искусство запада, древнерусское искусство.

 

Расписание лекций:

 

Лекция № 1.
27 августа, 20:00 «Мозаики Равенны V-VII веков. Золотой век Равенны».
Равеннские мозаики – явление уникальное в истории раннехристианского и византийского искусства. Они известны во всем мире. Их великолепие уже много веков заставляет людей сниматься с насиженных места и совершать паломничество в небольшой итальянский город, расположенный в итальянском регионе Эмилия-Романья. Мозаики Равенны однако относятся ко времени высочайшего расцвета города. В V в. Равенна – столица западной части Римской империи, с VI в. – Равеннского экзархата, византийской провинции на Апеннинском полуострове, а с VIII в. – Лангобарского королевства. Мозаики, созданные в это время, обладают своеобразием и отличается от одновременных мозаик Рима, Милана, Неаполя.

 

Лекция № 2.
3 сентября, 20:00 «Мозаики Рима IV-VII веков».
Рим – самый имперский из всех имперских город мира. С точки зрения числа сохранившихся памятников христианского искусства – уникальный. Мозаики Рима IV-V вв. отражают процесс зарождения нового византийского и средневекового искусства. Более поздние по времени образцы V-VII вв. демонстрируют связь христианского искусства античными традициями и, вместе с тем, ярко свидетельствуют о разнообразии путей развития христианского искусства Востока и Запада, о начавшемся довольно рано расхождении вкусов Византии и Средневековой Европы.

 

Лекция № 3.
10 сентября, 20:00 «Мозаики времени папы Пасхалия I (817-824). Римские мозаики IX века».
Искусство времени папы Пасхалия I (817-824) удивительно полно представлено в Риме. Здесь сохранилось несколько мозаичных ансамблей, относящихся к эпохе этого понтифика. Все они ориентируются на раннехристианские образцы; иногда довольно точно их воспроизводят. Тем не менее, мозаики IX в. в Риме обладают своим ни с чем несравнимым очарованием. Чтобы это понять – их нужно увидеть.

 

Лекция № 4.
17 сентября, 20:00 » Мозаики Северной Италии (Венеция, Торчелло, Мурано, Триест) XI-XII века».
Северная Италия богата мозаиками XI-XII веков. Главные ансамбли находятся в Венеции и на венецианских островах Торчелло и Мурано. Над их созданием, кажется, совместно работали приглашенные греческие и местные венецианские мастера. Это сотворчество породило уникальный облик северо-италийских мозаик.

 

Лекция № 5.
24 сентября, 20:00 «Мозаики Южной Италии. Сицилия (Палермо, Монреале, Чефалу). XII век».
Южно-италийские мозаики образуют отдельную группу. Ансамбли создавались по заказу норманнских королей, а над их реализацией рука об руку трудились, также как, например, в базилике Сан Марко лучшие византийские мозаичисты, видимо, прибывшие из Константинополя, и местные мастера, обучавшиеся ремеслу византийцев. Все сохранившиеся ансамбли – заказы самого высочайшего уровня и такого высочайшего исполнения. Если войти в монреальский собор без ожидания того, что человек должен там увидеть, то можно от неожиданности задохнуться, ослепнуть от красоты, от количества сохранившихся архитектурных ансамблей, арте- и документальных фактов.

 

Стоимость лекции:
Полный билет — 500 руб., льготный — 375 руб.

 

 

Продолжительность лекции: 1,5 часа

 

Билеты можно приобрести в кассе Гостиного двора и на сайте:

https://primepass.ru/widget/v2/spot/546/event/5880

 

 

Объединение «Манеж» | 8 (499) 394-08-32 | pr.manege@gmail.com

 

рассказать в
Политика конфеденциальности
design by just design
Яндекс.Метрика
X
* электронный билет необходимо обменять
в кассе на обычный билет.

Купить электронный билет:

Гостиный двор
«Мастерская книги» в рамках проекта «Детский Манеж»
Гостиный двор
Курс лекций «Личный бренд в современном мире: от стратегии к действиям»
Гостиный двор
Абонемент на курс лекций «Личный бренд в современном мире: от стратегии к действиям»
Новый Манеж
Public talk «Эксперимент в театре: имена, тренды, перспективы»
Гостиный двор
Курс М.В. Соколовой «Всеобщая история искусств. Часть 3. Европейское искусство Нового времени»
Гостиный двор
Абонемент на курс М.В. Соколовой «Всеобщая история искусств. Часть 3. Европейское искусство Нового времени»
Гостиный двор
Курс лекций «Достоевский и дары смерти или краткий курс обретения бессмертия»
Гостиный двор
Абонемент на курс лекций «Достоевский и дары смерти или краткий курс обретения бессмертия»
Гостиный двор
Возвращение в Россию. Эльвира Еропкина – Мастер художественного фарфора
Гостиный двор
Абонемент на курс Лаборатория перформанса «SELF MADE перформанс: теория и практика»