Учреждение,
Подведомственное
Департаменту
Культуры
Города Москвы

«Рабочие и колхозницы»

Представленные произведения рассказывает о счастливых буднях и трудовых подвигах рабочих и колхозниц.
27 февраля — 28 февраля 2013
00:00 – 16:13

Из собраний: РОСИЗО, Института русского реалистического искусства и частных коллекций

При участии журнала «Огонёк» ИД «Коммерсантъ»

Кураторы: Марина Лошак, Екатерина Усова

Лучший сталевар Таганрогского государственного металлургического завода им. Андреева Иван Федорович Лесной награжден орденами Трудового Красного Знамени и орденом Ленина. Май, 1954 Цифровая печать Архив журнала «Огонёк» ИД «Коммерсантъ»

Берингов М.М. Сбор мандаринов в совхозе Чаква. 1930-е гг. 114х128 Холст, масло Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

МВО «Манеж» и Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», продолжая программу демонстрации, реконструкции и исследования искусства советской эпохи, представляют выставочный проект «Рабочие и колхозницы».

 

Живопись советского времени из собрания РОСИЗО, Института русского реалистического искусства, а также частных коллекций наглядно демонстрирует соцреалистический канон с его главными героями: рабочими, шахтерами, строителями, колхозниками… Художники – большинство из которых так и не стали знаменитыми (жанр в советское время был важнее авторства) – развивают тему «радостного труда»: Мария Каменская пишет сталеваров у большой поворотной печи, Екатерина Мельникова – экскурсию на завод «Шарикоподшипник»… Цементный завод, шахта №6,  цех тяжелых автоматов, мартеновский цех, горячепрокатный цех гвоздильного завода становятся натурой для многочисленных живописных полотен. Появляются и сюжеты, решенные драматично и постановочно одновременно – это «Подписание соцдоговора» А. Вяземского и «Суд над прогульщиком» Николая Шнейдера. Темы сельского хозяйства в живописи соцреализма встречаются реже: городским живописцам это фактура была знакома меньше. «Сбор мандаринов в совхозе Чаква» Михаила Берингова, «На меже коммуны» Кузьмы Николаева – заметные вещи этого редкого жанра. 

 

«Советский идеализм» – пафосный и возвышенный – отражен в пикториальных снимках Вадима Ковригина, репортера газеты «Вечерняя Москва» и фотографа ТАССа. Его «рабочие и колхозницы», снятые средним и крупным планом, практически не выставлялись и потому остались неизвестны широкой публике. Авторские отпечатки, предоставленные одним из московских частных собраний, раскрывают репортажные темы в неожиданном живописном ключе.

 

Отдельным блоком выставочного проекта станут фотоснимки из архива журнала «Огонёк», главного иллюстрированного издания СССР, предоставленные ИД «Коммерсантъ». Оригинальные журнальные обложки и отпечатки со слайдов и негативов развивают сюжеты главного жанра эпохи: производственного портрета. Фотографы издания – Дмитрий Бальтерманц, Александр Моклецов, Яков Рюмкин, Галина Санько, Семен Фридлянд… – часто снимали по нескольку кадров ответственного «парадного портрета на рабочем месте», такие дубли и будут выставлены в экспозиции, что позволит зрителю совершенно по-иному оценить работу фотографа, фоторедактора и архивиста «Огонька», представить масштабы фотоиндустрии советского времени.

 

Советский кинематограф, бывший одной из главных экспериментальных площадок 1920-х, в 1930-х годах развивает основные темы и сюжеты социалистического реализма. Образы сталинского кино – это «воплощение идеала в фигурациях настоящего, а не утопия будущего» (О. Аронсон) – будут представлены в кинозале музейно-выставочного центра. В кинопрограмму, подготовленную критиком и киноведом Вячеславом Шмыровым, войдут знаковые фильмы эпохи: «Богатая невеста» Ивана Пырьева и «Частная жизнь Петра Виноградова» Александра Мачерета.

 

 

 

        
        
        
				
рассказать в
Политика конфеденциальности
design by just design
Яндекс.Метрика
X
Правила продажи билетов

Купить электронный билет:

* — Внимание! По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Лекция 6 "Рождение и развитие беcпредметного искусства" *
Лекция 7 "Европейское искусство межвоенного периода: дадаизм и сюрреализм" *
Лекция 8 "Западное послевоенное искусство: абстрактный экспрессионизм и поп-арт" *
Лекция 9 "Искусство второй половины XX века. Минимизм, концептуализм, новые художественные жанры: хэппенинг, перфоманс, энвайронмент, инсталяция, видеоарт" *
Лекция 10 "Архитектура ХХ века" *
Абонемент на курс лекций "Всеобщая история искусств". *
Гостиный двор
Абонемент на курс лекций «Пушкин – навсегда» *
Гостиный двор
Курс лекций «Пушкин – навсегда». Лекция 1 "Братство лицея. "Воспоминания о Царском Селе" 1799-1817" *
Гостиный двор
Курс лекций «Пушкин – навсегда». Лекция 2 "Петербург: тайны и заговоры. 1818-1820 петербургский период" *
Гостиный двор
Курс лекций «Пушкин – навсегда». Лекция 3 "Прощай свободная стихия" 1820-1826 история двух ссылок" *
Гостиный двор
Курс лекций «Пушкин – навсегда». Лекция 4 "Любовь и карантин. Наталья Гончарова и Болдинская осень. Конец 20-х-начало 30-х гг. *
Гостиный двор
Курс лекций «Пушкин – навсегда». Лекция 5 "Как мы его потеряли. Последние годы" *
Гостиный двор
Курс лекций «Пушкин – навсегда». Лекция 6 "Наше все"-что это значит?" *
Гостиный двор
Занятие 1 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 2 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 3 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 4 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 6 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 7 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 8 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 9 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 10 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 11 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 12 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 13 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 14 "Мастерская книги"