Учреждение,
Подведомственное
Департаменту
Культуры
Города Москвы
Возврат билетов

Выставка «Прикосновение»

В Санкт-Петербургском Центральном выставочном зале «Манеж»
23 марта — 4 апреля 2018

С 23 марта по 4 апреля в Санкт-Петербургском Центральном выставочном зале «Манеж» пройдет выставка «Прикосновение».

 

Совместный проект Музейно-выставочного объединения «Манеж» (Москва) и Центрального выставочного зала «Манеж» (Санкт-Петербург) «Прикосновение» задуман как выставка, демонстрирующая не только экспонаты, но и новые типы отношений между людьми вокруг и по поводу произведений искусства.

 

Постепенное преодоление устаревших представлений о норме и ненормальности тесно связано с их переосмыслением в художественной культуре XX века. Во многом именно на территории модернистского искусства, занятого постоянным развитием собственного языка, поиском новых форм, попытками изобрести практики, открывающие возможность для включения как можно более широкого круга людей, и возник тот тип гибкого, критического мышления, который способствовал принципиальному смещению акцента в трактовке понятия «инвалидность». Сегодня оно не означает более «неполноценность», но указывает на проблему материальных и социальных барьеров, с которыми сталкивается человек с ограниченными возможностями здоровья.

 

Особенно интересны в этом свете примеры из области «неофициальной» советской культуры, возникшей как принципиальный ответ широких слоев отечественной интеллигенции на систему ограничений и запретов, существовавшую в публичной сфере тех времен. Феномены «неофициального» искусства и литературы, «самиздатовской» печати, независимых правозащитных групп в годы брежневского «застоя» развивались в тесной взаимосвязи. В их числе следует отметить и целый ряд самоорганизованных групп людей с инвалидностью («Инициативная группа защиты прав инвалидов СССР», «Прометей», «Искра», «Феникс»), стремившихся нарушить публичное молчание в отношении проблем людей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Примеры сближения этих контекстов отчетливо обнаруживают себя в творчестве Вадима Сидура (1924-1986) — советского скульптора и художника, ветерана и инвалида Великой Отечественной войны, чьи работы представляют центральную часть экспозиции проекта. Именно он одним из первых в послевоенном отечественном искусстве активно обращается к теме инвалидности. И в качестве отклика на трагедию Великой Отечественной войны, искалечившей миллионы людей, включая его самого. И в более широком смысле — создавая пластические решения, в которых реальный опыт физической и психологической травмы трансформируется в обобщенные образы исключения, невозможности, остракизма.

 

В диалог с работами Сидура вступают произведения петербургских авторов — как сверстников мастера, так и наших современников.  Среди них представители старшего поколения: Александр Игнатьев, Любовь Холина, Лев Сморгон, произведения которых, свидетельствуют о преодолении академических канонов и поисках индивидуального пластического языка.

 

Более молодые Павел Игнатьев, Дмитрий Каминкер, Роберт Лотош, Александр Позин, Марина Спивак, Ирина Ярошевич, не только смело экспериментируют с формой, используя самые разнообразные материалы, но и вслед за Сидуром ищут неожиданные для скульптуры темы и сюжеты. Художники все более утверждаются в мысли, что для полноценного восприятия скульптуры, помимо визуального, необходим и тактильный контакт. Марина Спивак говорит, что под своими работами она бы поместила таблички: «ТРОГАТЬ! ВСЁ ОБЯЗАТЕЛЬНО ТРОГАТЬ!»

 

Общий массив экспозиции делится на четыре смысловых блока, которые образуют работы, созданные разными авторами, выполненные в различных техниках и материалах. Каждый из них посвящен осмыслению одного из универсальных регистров опыта человека. Галерея лиц и портретов — повествование о формах индивидуального познания другого. Группа одиночных фигур демонстрирует различные способы его (другого) социальной идентификации: кто он в общепринятой социальной системе координат (пол, возраст, род деятельности), чем он занят, какие чувства испытывает? Групповые композиции открывают панораму различных типов человеческих взаимодействий. И, наконец, последний блок посвящен опытам рефлексии и абстрактной переработки почерпнутых извне образов.

 

В рамках проекта эти базовые темы и смыслы призваны стать платформой для коллективного опыта, участниками которого смогут стать все люди без исключения и разделения по физическим или интеллектуальным признакам. Опыта, для которого произведение искусства не представляет собой раз и навсегда зафиксированный смысл, а выступает в качестве источника новых общественных ситуаций и равноправных связей.

 

Подробная информация: http://www.manege.spb.ru/

 

12+

 

рассказать в
Политика конфеденциальности
design by just design
Яндекс.Метрика
X
Правила продажи билетов
Возврат билетов

Купить электронный билет:

* — Внимание! По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей. Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.
Участники СВО, а также члены их семьи могут получить бесплатный билет на выставку в кассе Манежа
Центральный Манеж
Сборная обзорная экскурсия по выставке "ДК СССР"

Параллельная программа к выставке "ДК СССР"
Центральный Манеж
Лекция Аддиса Гаджиева "Ожившая живопись советского экрана" (5 февраля)
Центральный Манеж
Лекция "Принцесса Турандот" театра им. Евгения Вахтангова в вихре времени (11 февраля)
Центральный Манеж
Лекция "Живопись советского времени" (11 февраля)
Центральный Манеж
Лекция "Панорама театрального сезона 1922-1923 года" (12 февраля)
Центральный Манеж
Лекция "Советское рок-кино" (18 февраля)
Центральный Манеж
Лекция "Рок-музыка в СССР" (18 февраля)
Центральный Манеж
Лекция "Синематика танца: Галина Уланова на сцене и киноэкране"" (19 февраля)

Центральный Манеж
Выставка "Дом культуры СССР"

Курс лекций «Всеобщая история искусств. Искусство Средних веков и Возрождения»
Центральный Манеж
Лекция 3 "Европейское искусство готики" (30 января)
Центральный Манеж
Лекция 4 "Византийское искусство расцвета" (6 февраля)
Центральный Манеж
Лекция 5 "Средневековое искусство Италии и проблема Проторенессанса" (13 февраля)
Центральный Манеж
Лекция 6 "Раннее Возрождение в Италии" (20 февраля)
Центральный Манеж
Лекция 7 "Высокое Возрождение в Италии" (27 февраля)
Центральный Манеж
Лекция 8 "Позднее Возрождение в Италии" (13 марта)
Центральный Манеж
Лекция 9 "Искусство Северного Возрождения" (20 марта)

Гаянэ Степанян «Под знаком Нобеля: лауреаты Нобелевской премии в русской литературе»
Центральный Манеж
Лекция 1 "Иван Бунин:премия для изгнанника" (2 февраля)
Центральный Манеж
Лекция 2 "Борис Пастернак:шум погони" (9 февраля)
Центральный Манеж
Лекция 3 "Михаил Шолохов:возмечтавший о мире" (16 февраля)
Центральный Манеж
Лекция 4 "Александр Солженицын:между добром и злом" (22 февраля)
Центральный Манеж
Лекция 5 "Иосиф Бродский:пилигрим" (2 марта)