Учреждение,
Подведомственное
Департаменту
Культуры
Города Москвы

«Венера советская»

Выставка переносит образ античной богини любви и красоты в советскую эпоху, прослеживая эволюцию образа советской красавицы.
12 декабря — 3 февраля 2013

С. М. Луппов Спортивные игры на стадионе. 1928 Холст, масло. 166 x 249

Пахомов Алексей Федорович У Петропавловской крепости. 1934. Холст, масло. 72,5x52.

Яковлев В. Н. Спор об искусстве. 1946 Холст, масло. 345 х 412

Самохвалов Александр Николаевич 1894 - 1971 Работница-строитель. 1934 Холст, масло. 96x67.

Ю. И. Пименов Женщина в гамаке. 1934 Холст, масло. 130 x 162

Из собраний: Государственный Русский Музей
Кураторы: Марина Лошак

 

Выставочный проект «Венера Советская» переносит образ античной богини любви и красоты в советскую эпоху, прослеживая эволюцию образа советской красавицы. Через все перипетии и смены идеологий проект прослеживает любопытную  стилистическую преемственность, представляя краткую историю искусства советского времени на примере советской женщины – удивительного антропологического феномена и необходимой спутницы «Человека Советского». Так, на смену «девушкам в кожанках с наганом», «Венерам солдатским» 1920-х годов приходят героини труда и спорта 1930-х. Плакатная графика 1940-х зовет советских женщин на заводы, «за штурвал комбайна, за руль трактора». Хрущевская оттепель 1950–60-х открывает образы лирические и нарядные, реабилитируя изображение любовных сцен и повседневных занятий.

 

Конец 1910-х – 1920-е годы, период становления советской власти, характерны абстрактной телесностью, открытой устремленным в будущее авангардом. Зачастую без-ликие, почти прозрачные купальщицы и натурщицы Казимира Малевича и Александра Шевченко подчеркиваются вызывающей женственностью «Катьки» Владимира Лебедева, отсылающей к блоковской героини «Двенадцати», – живой и чувственной. Поиски формы и цвета, обращение к народной культуре и ярмарочной эстетике находят яркое воплощение в стилистике сезаннизма и неопримитивизма Аристарха Лентулова, Ильи Машкова и Петра Кончаловского.

 

Женские образы 1930-х годов пропагандировали стиль жизни трудовой и спортивной. Физкультурницы Александра Дейнеки, работницы и вузовки Александра Самохвалова, лодочницы Ксении Клементьевой долженствовали излучать «мажорный пафос» и соответствовать канонам социалистического реализма.  Но в те же 30-е Юрий Пименов и Николай Тырса, сторонясь идеалов официальной доктрины и показного энтузиазма, пишут обнаженную натуру – по-импрессионистски светлую и легкую.

 

Стилистика и настроение портретов советских красавиц послевоенной эпохи во многом обязаны романтизму 60-х. Мечтательные «поздне-советские Венеры» Михаила Шемякина, Мая Митурича-Хлебникова и Александра Ведерникова порывают со стереотипом сильной женщины, заново пере-открывая натуру хрупкую и тонкую.

 

Проект «Венера Советская», этапный и многожанровый,  был показан Русским музеем в 2007 году в Санкт-Петербурге. В Москве выставка открывает площадку «Рабочий и колхозница» Музейно-выставочного объединения «Манеж». Пространство внутри воссозданного павильона-постамента 1937 года, спроектированного Борисом Иофаном для скульптуры Веры Мухиной, ориентировано на демонстрацию проектов, посвященных искусству и истории советской эпохи.

        
        
        
				
рассказать в
Политика конфеденциальности
design by just design
Яндекс.Метрика
X
Правила продажи билетов

Купить электронный билет:

* — Внимание! По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Лекция 6 "Рождение и развитие беcпредметного искусства" *
Лекция 7 "Европейское искусство межвоенного периода: дадаизм и сюрреализм" *
Лекция 8 "Западное послевоенное искусство: абстрактный экспрессионизм и поп-арт" *
Лекция 9 "Искусство второй половины XX века. Минимизм, концептуализм, новые художественные жанры: хэппенинг, перфоманс, энвайронмент, инсталяция, видеоарт" *
Лекция 10 "Архитектура ХХ века" *
Абонемент на курс лекций "Всеобщая история искусств". *
Гостиный двор
Абонемент на курс лекций «Пушкин – навсегда» *
Гостиный двор
Курс лекций «Пушкин – навсегда». Лекция 1 "Братство лицея. "Воспоминания о Царском Селе" 1799-1817" *
Гостиный двор
Курс лекций «Пушкин – навсегда». Лекция 2 "Петербург: тайны и заговоры. 1818-1820 петербургский период" *
Гостиный двор
Курс лекций «Пушкин – навсегда». Лекция 3 "Прощай свободная стихия" 1820-1826 история двух ссылок" *
Гостиный двор
Курс лекций «Пушкин – навсегда». Лекция 4 "Любовь и карантин. Наталья Гончарова и Болдинская осень. Конец 20-х-начало 30-х гг. *
Гостиный двор
Курс лекций «Пушкин – навсегда». Лекция 5 "Как мы его потеряли. Последние годы" *
Гостиный двор
Курс лекций «Пушкин – навсегда». Лекция 6 "Наше все"-что это значит?" *
Гостиный двор
Занятие 1 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 2 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 3 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 4 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 6 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 7 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 8 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 9 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 10 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 11 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 12 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 13 "Мастерская книги"
Гостиный двор
Занятие 14 "Мастерская книги"