Учреждение,
Подведомственное
Департаменту
Культуры
Города Москвы

Рабочий и колхозница. Личное дело

16 декабря — 28 февраля 2016
Стоимость полного билета - 300 рублей, льготного - 50 рублей.

Пресс-показ 15 декабря 19.00-21.00

 

Департамент культуры города Москвы

Музейно-выставочное объединение «Манеж»

МВЦ «Рабочий и колхозница»

 

 

2015 год команда Объединения «Манеж» завершает большим отчетным проектом о работе по исследованию истории бытования памятника «Рабочий и колхозница». Выставка станет эскизом новой постоянной экспозиции.

 

Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» считается главным произведением – opus magnum –  советского скульптора Веры Мухиной.  Появление памятника стало не только художественным, но и политическим событием, программным заявлением о становлении «большого стиля» советской эпохи, высшим свободным взлетом монументального искусства предвоенного периода. «Рабочий и колхозница» – один из самых выразительных примеров синтеза искусства: скульптура и архитектура предстают единым целым, неразрывно связанным системой подобия пропорций и объемов. Идейный замысел скульптуры принадлежал архитектору Борису Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. Скульптура олицетворяет собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство – несущих высоко поднятую эмблему страны советов – серп и молот. На создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы», изображающей Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в руках, а также безудержно устремленная вперед динамика древнегреческой статуи Ники Самофракийской. Таким образом, «эталон советского социалистического реализма» восходит к античной скульптурной традиции.

 

Жизнь памятника, созданного Верой Мухиной и Борисом Иофаном в 1937 году для Всемирной выставки в Париже и ставшего символом советской монументальной пропаганды, продолжилась в СССР – долгие годы скульптура простояла у северного входа на ВДНХ, подвергаясь физическому и символическому разрушению. Идеологическое содержание постепенно деконструировалось новым искусством 1960-х годов – на смену соцреализму пришел соцарт, критикующий официальное советское искусство, его тоталитарный гротеск и мифологию.  Новый художественный язык стремился разрушить стереотипы прошлого, сломать систему официального советского искусства, обнажая его истинный смысл и назначение – политическую пропаганду.

 

В 2009 году памятник был отреставрирован и вновь установлен на павильоне, воссозданном по проекту Бориса Иофана. Тем временем, искусство 2000-х вновь обратилось к работе с культурными кодами прошлого, пытаясь осмыслить место памятников советской эпохи в истории искусства и общества. Утратившие идеологическую актуальность, объекты материальной культуры СССР приобрели историческую ценность, стали прообразами искусства, использующего новый художественный язык, позволяющий археологизировать не только формы, но и смыслы советского прошлого.

 

На выставке будут представлены: архивные материалы, оригинальные предметы эпохи создания памятника «Рабочий и колхозница» из коллекции Объединения «Манеж», советская скульптура 1930-х годов, элементы авторского внутреннего каркаса памятника (оригинальная часть памятника весом до 500 кг), объекты современного искусства: фотография, живопись, графика, скульптура, видео.

 

Андрей Паршиков и Вера Трахтенберг, кураторы:  «Мы предлагаем зрителям погрузиться в историю создания культового памятника, чтобы каждый пришедший на выставку смог увидеть, как монумент проживал свою жизнь, как общество реагировало на его появление в городе и те метаморфозы, которые он когда-то претерпевал, как он отображался в искусстве, и что с ним происходит сейчас.  Хотелось бы показать,  какое влияние на российское искусство и культуру в целом памятник оказал и до сих пор оказывает».

 

Ирина Толпина, генеральный директор Объединения «Манеж»: «Все четыре этажа выставочного пространства на несколько месяцев займет большой проект, над которым работала вся команда Объединения «Манеж».  Экспозиция «Рабочий и колхозница. Личное дело» — это, в первую очередь,  история о главной советской скульптуре, о временах, в которые ей довелось существовать, и о людях, к ней неравнодушных».

 

 

Художники:

 

Вера Мухина

Борис Иофан

Георгий Мотовилов

 

Группа «ЗиП»

Дмитрий Гутов

Валерий Кошляков

Группа «ФНО»

Сергей Борисов

Игорь Мухин

Александр Косолапов

Александра Паперно

Владимир Дубосарский и Александр Виноградов

Юрий Аввакумов

Борис Орлов

Дмитрий Пригов

Арсений Жиляев

Александр Повзнер

Александр Образумов

Юрий Шабельников совместно с Юрием Хоровским

Станислав Шурипа

Леонид Тишков

Наталья Вицина

Алексей Беляев-Гинтовт

Анна Шестакова

Дмитрий Фомичев

Ксения Перетрухина

 

На четвертом этаже экспозиции посетителям будет предложена медиатека, включающая обширное количество теоретических материалов, подготовленная Объединением «Манеж» совместно с онлайн-библиотекой Букмейт специально к выставке «Рабочий и колхозница. Личное дело». Монографии, книги о скульптуре и искусстве, уникальные архивные документы будут собраны на виртуальной полке «Рабочий и колхозница. Личное дело» и сопровождены комментариями ведущих экспертов и искусствоведов. Бесплатная подписка включается автоматически и любой желающий сможет бесплатно наслаждаться чтением интереснейших архивных и тематических материалов по выставке.

Чтобы получить доступ к полке, посетителям нужно подключить свой телефон, планшет или компьютер к сети wi-fi Манежа, установить мобильное приложение Букмейт или зайти на сайт bookmate.com.

 

 

Аккредитация прессы:

Объединение «Манеж» | +7 (495) 645-92-76| pr.manege@gmail.com

Руководитель пресс-службы Объединения «Манеж» Елена Карнеева | e.karneeva@moscowmanege.ru, 8(926) 576-40-53

 

 

Рабочий и колхозница. Личное дело.
Фото: Вадим Фролов
Рабочий и колхозница. Личное дело.
Фото: Кирилл Чурсин
Сувенирная медаль Всемирной выставки в Париже. 1937 г.
Фото: Пресс-служба Манежа
План метро города Парижа с планом ареала Всемирной выставки 1937 г. Бумага, печать 39х42
Фото: Пресс-служба Манежа
Александр Повзнер Звезда, 2012 год, скульптура, стеарин, металл. Из коллекции Газпромбанка
Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Мосфильм, 2014, масло, холст, Галерея Триумф

 

 

Информационные партнеры:

KulturaMoskvi_Logo_Black1AN-Logotype-altИД КП_синееlogo+podstrochnik_centerRadio logo s podstrochnikomRadio-Shokolad_dark   port-head-13москваfm3

  

 

Инновационный партнер:

 

CROC_logo_rus_green

 

 12+

        
        
        
				
рассказать в
Политика конфеденциальности
design by just design
Яндекс.Метрика
X
Правила продажи билетов
Возврат билетов

Купить электронный билет:

* — Внимание! По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.

Центральный Манеж
Выставка «ЗЯ! Воздушные замки Славы Полунина.»

«Мастерская книги» в рамках проекта «Детский Манеж»
Гостиный двор
"Мастерская книги" (14 мая)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (21 мая)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (28 мая)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (4 июня)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (11 июня)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (18 июня)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (25 июня)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (2 июля)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (9 июля)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (16 июля)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (23 июля)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (30 июля)

Курс лекций "Под знаком Нобеля"
Гостиный двор
Лекция 1 "Иван Бунин: премия для изгнанника" (12 мая)
Гостиный двор
Лекция 2 "Борис Пастернак: шум погони" (19 мая)
Гостиный двор
Лекция 3 "Михаил Шолохов: возмечтавший о мире" (26 мая)
Гостиный двор
Лекция 4 "Александр Солженицын: между добром и злом" (2 июня)
Гостиный двор
Лекция 5 "Иосиф Бродский: пилигрим" (9 июня)

Курс лекций Гаянэ Степанян «Достоевский и мы»
Гостиный двор
Лекция 1 "Легенда о Великом читателе (у кого он учился)" (15 июня)
Гостиный двор
Лекция 2 "Печать времени: великие перемены и великие современники (с кем он спорил и соглашался)" (22 июня)
Гостиный двор
Лекция 3 "Многомерные измерения маленького человека (о ком он размышлял)" (29 июня)
Гостиный двор
Лекция 4 "Блудницы и святые (о ком он болел)" (6 июля)
Гостиный двор
Лекция 5 "О могуществе и вызовах (в кого он верил)" (13 июля)
Гостиный двор
Лекция 5 "Его великие ученики (кто учился у него)" (20 июля)

Курс лекций "Всеобщая история искусств. Европейское искусство Нового времени"
Гостиный двор
Лекция 1 "Европейское искусство романтизма" (16 мая)
Гостиный двор
Лекция 2 "Английское искусство XVIII-XIX веков" (23 мая)
Гостиный двор
Лекция 3 "Реализм в искусстве Франции XIX века" (30 мая)
Гостиный двор
Лекция 4 "Европейское искусство конца XIX века" (6 июня)