Правительство
Москвы

Департамент
Культуры
Города Москвы

Рабочий и колхозница. Личное дело

16 декабря — 28 февраля 2016
Стоимость полного билета - 300 рублей, льготного - 50 рублей.

Пресс-показ 15 декабря 19.00-21.00

 

Департамент культуры города Москвы

Музейно-выставочное объединение «Манеж»

МВЦ «Рабочий и колхозница»

 

 

2015 год команда Объединения «Манеж» завершает большим отчетным проектом о работе по исследованию истории бытования памятника «Рабочий и колхозница». Выставка станет эскизом новой постоянной экспозиции.

 

Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» считается главным произведением – opus magnum –  советского скульптора Веры Мухиной.  Появление памятника стало не только художественным, но и политическим событием, программным заявлением о становлении «большого стиля» советской эпохи, высшим свободным взлетом монументального искусства предвоенного периода. «Рабочий и колхозница» – один из самых выразительных примеров синтеза искусства: скульптура и архитектура предстают единым целым, неразрывно связанным системой подобия пропорций и объемов. Идейный замысел скульптуры принадлежал архитектору Борису Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. Скульптура олицетворяет собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство – несущих высоко поднятую эмблему страны советов – серп и молот. На создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы», изображающей Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в руках, а также безудержно устремленная вперед динамика древнегреческой статуи Ники Самофракийской. Таким образом, «эталон советского социалистического реализма» восходит к античной скульптурной традиции.

 

Жизнь памятника, созданного Верой Мухиной и Борисом Иофаном в 1937 году для Всемирной выставки в Париже и ставшего символом советской монументальной пропаганды, продолжилась в СССР – долгие годы скульптура простояла у северного входа на ВДНХ, подвергаясь физическому и символическому разрушению. Идеологическое содержание постепенно деконструировалось новым искусством 1960-х годов – на смену соцреализму пришел соцарт, критикующий официальное советское искусство, его тоталитарный гротеск и мифологию.  Новый художественный язык стремился разрушить стереотипы прошлого, сломать систему официального советского искусства, обнажая его истинный смысл и назначение – политическую пропаганду.

 

В 2009 году памятник был отреставрирован и вновь установлен на павильоне, воссозданном по проекту Бориса Иофана. Тем временем, искусство 2000-х вновь обратилось к работе с культурными кодами прошлого, пытаясь осмыслить место памятников советской эпохи в истории искусства и общества. Утратившие идеологическую актуальность, объекты материальной культуры СССР приобрели историческую ценность, стали прообразами искусства, использующего новый художественный язык, позволяющий археологизировать не только формы, но и смыслы советского прошлого.

 

На выставке будут представлены: архивные материалы, оригинальные предметы эпохи создания памятника «Рабочий и колхозница» из коллекции Объединения «Манеж», советская скульптура 1930-х годов, элементы авторского внутреннего каркаса памятника (оригинальная часть памятника весом до 500 кг), объекты современного искусства: фотография, живопись, графика, скульптура, видео.

 

Андрей Паршиков и Вера Трахтенберг, кураторы:  «Мы предлагаем зрителям погрузиться в историю создания культового памятника, чтобы каждый пришедший на выставку смог увидеть, как монумент проживал свою жизнь, как общество реагировало на его появление в городе и те метаморфозы, которые он когда-то претерпевал, как он отображался в искусстве, и что с ним происходит сейчас.  Хотелось бы показать,  какое влияние на российское искусство и культуру в целом памятник оказал и до сих пор оказывает».

 

Ирина Толпина, генеральный директор Объединения «Манеж»: «Все четыре этажа выставочного пространства на несколько месяцев займет большой проект, над которым работала вся команда Объединения «Манеж».  Экспозиция «Рабочий и колхозница. Личное дело» — это, в первую очередь,  история о главной советской скульптуре, о временах, в которые ей довелось существовать, и о людях, к ней неравнодушных».

 

 

Художники:

 

Вера Мухина

Борис Иофан

Георгий Мотовилов

 

Группа «ЗиП»

Дмитрий Гутов

Валерий Кошляков

Группа «ФНО»

Сергей Борисов

Игорь Мухин

Александр Косолапов

Александра Паперно

Владимир Дубосарский и Александр Виноградов

Юрий Аввакумов

Борис Орлов

Дмитрий Пригов

Арсений Жиляев

Александр Повзнер

Александр Образумов

Юрий Шабельников совместно с Юрием Хоровским

Станислав Шурипа

Леонид Тишков

Наталья Вицина

Алексей Беляев-Гинтовт

Анна Шестакова

Дмитрий Фомичев

Ксения Перетрухина

 

На четвертом этаже экспозиции посетителям будет предложена медиатека, включающая обширное количество теоретических материалов, подготовленная Объединением «Манеж» совместно с онлайн-библиотекой Букмейт специально к выставке «Рабочий и колхозница. Личное дело». Монографии, книги о скульптуре и искусстве, уникальные архивные документы будут собраны на виртуальной полке «Рабочий и колхозница. Личное дело» и сопровождены комментариями ведущих экспертов и искусствоведов. Бесплатная подписка включается автоматически и любой желающий сможет бесплатно наслаждаться чтением интереснейших архивных и тематических материалов по выставке.

Чтобы получить доступ к полке, посетителям нужно подключить свой телефон, планшет или компьютер к сети wi-fi Манежа, установить мобильное приложение Букмейт или зайти на сайт bookmate.com.

 

 

Аккредитация прессы:

Объединение «Манеж» | +7 (495) 645-92-76| pr.manege@gmail.com

Руководитель пресс-службы Объединения «Манеж» Елена Карнеева | e.karneeva@moscowmanege.ru, 8(926) 576-40-53

 

 

Рабочий и колхозница. Личное дело.
Фото: Вадим Фролов
Рабочий и колхозница. Личное дело.
Фото: Кирилл Чурсин
Сувенирная медаль Всемирной выставки в Париже. 1937 г.
Фото: Пресс-служба Манежа
План метро города Парижа с планом ареала Всемирной выставки 1937 г. Бумага, печать 39х42
Фото: Пресс-служба Манежа
Александр Повзнер Звезда, 2012 год, скульптура, стеарин, металл. Из коллекции Газпромбанка
Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Мосфильм, 2014, масло, холст, Галерея Триумф

 

 

Информационные партнеры:

KulturaMoskvi_Logo_Black1AN-Logotype-altИД КП_синееlogo+podstrochnik_centerRadio logo s podstrochnikomRadio-Shokolad_dark   port-head-13москваfm3

  

 

Инновационный партнер:

 

CROC_logo_rus_green

 

 12+

рассказать в
X Купить электронный билет через:


* электронный билет необходимо обменять в кассе на обычный билет.