Учреждение,
Подведомственное
Департаменту
Культуры
Города Москвы

История России через стереофотографию 1880–1917 в 3D

10 сентября — 19 июля 2018

Выставка работает с 12.00 до 22.00

 

Понедельник – выходной.

 

 

Гостиный двор, ул. Ильинка, д. 4, аудитория 273

 

С 10 сентября в Гостином дворе (площадка Объединения «Манеж») открыта выставка «От Belle ?poque к революции – история России через стереофотографию 1880–1917 в 3D» (Стереоскопические архивы российских фотографов конца XIX – начала XX века). Выставочный проект создан совместно с НИУ ВШЭ и Фондом сохранения фотонаследия им. С.В. Челнокова.

 

Выставка расскажет об истории дореволюционной России через историю малоизученных коллекций российской стереоскопической фотографии и представит стереоскопические фотографии, сделанные российскими фотографами в конце ХIХ – начале ХХ века.

 

Со стереофотографией связан важный этап развития фотоискусства. Она выступала и как форма досуга, но также оказалась способом поиска новой фотографической выразительности. Связано это с тем, что работать со стереокамерой было проще, чем с крупноформатными аппаратами, и стоили они значительно дешевле. Стереофотография стала первым шагом в истории любительской фотографии и в сравнении с другими аппаратами, фотограф получал свободу действий. Изобретение стереофотоаппарата позволило ввести повседневность в фотографию, перейдя от статичных изображений к движущимся объектам. История техники стереофотографии столь же разнообразна, сколь и история фотографии – за более полувека ее существования менялись камеры, стереопары снимали на металлические пластины и на стекло, печатали на бумаге. Но главный принцип оставался неизменен: при создании стереофотографии для каждого глаза необходимо изготовить отдельное изображение, сняв изображаемый объект с двух разных точек, расстояние между которыми составляет от 10 до 20 см. Чтобы воспринять эффект объема требуется дополнительное бинокулярное устройство для просмотра – стереоскоп. В него вставляется стереопара, и при просмотре каждый глаз видит соответствующее ему изображение, за счет этого и достигается стереоскопический эффект.

 

Огромный массив стереоскопических фотографий, сохранившихся в частых и музейных коллекциях, отображает различные аспекты жизни эпохи, позволяя соприкоснуться с тем, что принято называть «самой повседневностью». В этом и заключается достоверность стереоскопической фотографии, которая с самого начала была призвана свидетельствовать о жизни, используя эффект приближения реальности.

 

Российские стереоскопические архивы выступают одновременно и как памятники эпохи, и, в то же время, они оказываются носителями визуальной карты, в которой прослеживается история России и самих фотографов, рассказывающих о времени через стереофотографию. Отечественные стереоскопические архивы позволяют увидеть жизнь России, предшествующую 1917 году и оказаться свидетелями значимых исторических событий. В этом сопоставлении различных фотоархивов открывается новый сюжет истории, рассказанной через историю стереоскопической фотографии до и вокруг 1917 года. Здесь перед нами и многообразные свидетельства стремительной предвоенной индустриализации – от прокладки трамвайных путей и полета первых аэропланов до технических чудес Всемирной выставки в Париже. Но также приметы нарастающего социального напряжения и грядущего катаклизма – бросающейся в глаза бедности и социального расслоения. Значимые общественные события – такие как открытие памятника Гоголю в Москве, перемежаются с путевыми фотозаметками, сделанными в путешествиях или экспедициях. Особое место занимают портреты современников, среди которых мы встречаем множество людей, внесших свой вклад в российскую культуру и науку.

 

Поскольку стереопары требуют специальной технологии для их демонстрации, то используя современные 3D технологии, выставка демонстрирует неизвестный ранее широкой публике визуальный материал, организованный хронологически и подводящий к 1917 году. Одновременно она представляет несколько различных фотографов, работавших со стереокамерой, каждый из которых видел и снимал по-своему и оставил свою собственную визуальную летопись.

 

Способ презентации фотографий – как посредством современных 3D технологий, так и посредством воссоздания копий архивных стереоскопов. Современные технологии позволяют представить несколько фильмов, проецируемых в режиме 3D, созданных на основе стереопар, а также демонстрировать копии стереоизображений через очки виртуальной реальности, использующие персональный смартфон. Именно это сочетание различных техник презентации изображений создает необходимую свободу зрителю по отношению к материалу, позволяя находить различные точки пересечения «себя сегодняшнего» и прошлого, что отвечает самой идее стереоскопической фотографии, максимально вовлекающей зрителя в рассматриваемую реальность.

 

Использование современных технологий 3D делает возможным виртуальное путешествие в прошлое, благодаря цифровой обработке фотографий и их демонстрации в 3D проекции. Подобное экспонирование оказывается не только видом развлечения, но непосредственный контакт с образом в трехмерной проекции открывает историческое восприятие к нашей субъективности, позволяет зрителю заново «пережить» историю.

 

Ныне стереоскопия вернулась через кино, забыв свое изначальное имя и получив английское – 3D. Именно на эффекте стереоскопии основано большинство современных 3D технологий. Российские фотографы, работавшие с трёхмерным изображением, оставили нам замечательные образцы фотоискусства, оценить которое можно только при его воспроизведении фотографий в 3D.

 

На выставке будут представлены фотографии из архивов Н.А. Шилова (1872-1930), П.И. Постникова (1862-1936), А.А. Карзинкина (1863-1939),С.В. Челнокова (1861-1924), П.Н. Второва, В.Г. Шухова.

 

Выставка организована при поддержке Российского исторического общества.

 

Аккредитация прессы: Объединение «Манеж» | 8 (495) 645-92-76 | pr.manege@gmail.com

 

 

 

Стоимость полного билета – 250 рублей, льготного – 50 рублей.

 

 

0+

        
        
        
				
рассказать в
Политика конфеденциальности
design by just design
Яндекс.Метрика
X
Правила продажи билетов
Возврат билетов

Купить электронный билет:

* — Внимание! По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей. Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.

Курс лекций Екатерины Гресь «Человек эпохи постмодерна»
Гостиный двор
Лекция 4 "Фуко-друг всех девчонок" (17 августа)
Гостиный двор
Лекция 5 "Ничто не забыто, никто не забыт (особенно Фрейд)" (24 августа)
Гостиный двор
Лекция 6 "Dilige, et quod vis fac (Люби и делай что хочешь). Постмодерн и религия" (31 августа)

Мастерская книги
Гостиный двор
Занятие 1 "Мастерская книги" (10 сентября)
Гостиный двор
Занятие 2 "Мастерская книги" (17 сентября)
Гостиный двор
Занятие 3 "Мастерская книги" (24 сентября)
Гостиный двор
Занятие 4 "Мастерская книги" (1 октября)
Гостиный двор
Занятие 5 "Мастерская книги" (8 октября)
Гостиный двор
Занятие 6 "Мастерская книги" (15 октября)
Гостиный двор
Занятие 7 "Мастерская книги" (22 октября)
Гостиный двор
Занятие 8 "Мастерская книги" (29 октября)
Гостиный двор
Занятие 9 "Мастерская книги" (12 ноября)
Гостиный двор
Занятие 10 "Мастерская книги" (19 ноября)
Гостиный двор
Занятие 11 "Мастерская книги" (26 ноября)
Гостиный двор
Занятие 12 "Мастерская книги" (3 декабря)
Гостиный двор
Занятие 13 "Мастерская книги" (10 декабря)
Гостиный двор
Занятие 14 "Мастерская книги" (17 декабря)
Гостиный двор
Занятие 15 "Мастерская книги" (24 декабря)

Всеобщая история искусств. Западное искусство ХХ века
Гостиный двор
Лекция 1 "Введение в изучение искусства ХХ века. Стиль "модерн" (6 сентября)
Гостиный двор
Лекция 2 "Первые "-измы" авангарда: фовизм" (13 сентября)
Гостиный двор
Лекция 3 "Первые "-измы" авангарда: кубизм" (20 сентября)
Гостиный двор
Лекция 4 "Первые "-измы" авангарда: экспрессионизм" (27 сентября)
Гостиный двор
Лекция 5 "Первые "-измы" авангарда: футуризм" (4 октября)
Гостиный двор
Лекция 6 "Рождение и развитие беспредметного искусства" (18 октября)
Гостиный двор
Лекция 7 "Европейское искусство межвоенного периода: дадаизм и сюрреализм" (25 октября)
Гостиный двор
Лекция 8 "Западное послевоенное искусство: абстрактный экспрессионизм и поп-арт" (1 ноября)
Гостиный двор
Лекция 9 "Искусство второй половины ХХ века. Минимализм, концептуализм, новые художественные жанры" (8 ноября)
Гостиный двор
Лекция 10 "Архитектура ХХ века" (15 ноября)