Учреждение,
Подведомственное
Департаменту
Культуры
Города Москвы

Лекция-эссе Бориса Клюшникова «Наклс-ехидна и волос Мюнхгаузена»

4 октября
19:30

4 октября в Музее Вадима Сидура состоится лекция-эссе Бориса Клюшникова «Наклс-ехидна и волос Мюнхгаузена».

 

Борис Клюшников – теоретик современного искусства, преподаватель кафедры кино и современного искусства РГГУ, лектор школы фотографии и мультимедиа им. Родченко и Британской Высшей Школы Дизайна. Автор статей по философии искусства, критических текстов и курсов лекций по теории современного искусства.

 

«Наклс-ехидна и волос Мюнхгаузена» – это художественная лекция-эссе Клюшникова, вдохновленная методами работы художника и режиссёра Харуна Фароки и подготовленная специально для музея Вадима Сидура. Она представляет собой разностороннее автобиографическое исследование реабилитации детского церебрального паралича с точки зрения конкретной жизни в современной России.

 

Борис Клюшников: «ДЦП можно описывать не просто как заболевание (оно не прогрессирует и выражается только как итог скрытого процесса беременности или, как в моем случае, родовой травмы), а как особое состояние телесности и отношений с телом. В этом смысле ДЦП, данный человеку лишь в факте восстановительных процессов, является полем, где сплетается реабилитология, социальная культура тела, изобретения в области хирургии (и даже народная медицина), биополитика, а также бизнес, извлекающий прибыль из постоянного лечения. В рамках лекции я хотел бы раскрыть эти общие пересечения.

 

Я помню один, пожалуй, важнейший в моем детстве эпизод. Когда я лежал загипсованный без возможности двигаться, мой отец подарил мне машинку на пульте управления. Я думаю, он сделал это для того, чтобы я не тосковал по движению и мог дистанционно изучать пространство. Эта машинка стала для меня важным ключом к пониманию идеи «культурного протезирования», о которой я хотел бы рассказать. Культура и искусство, передавая нам пространственно-временные схемы чувственного опыта, дают возможность обрести виртуальное тело и открывают, что телесность никогда не была чистой и лишенной смысла материей. Скорее, тело мыслимо, воображаемо, идейно. Протез выражает эту мысль. Я попытаюсь посмотреть на свой опыт изучения произведений искусства, компьютерных игр и текстов как на вынесенные вовне аппараты виртуальной телесности, которые, наряду с изощренными медицинскими приборами, как бы раскрывают тело вовне.

 

В лекции также прозвучат фрагменты моих детских стихов и читательских впечатлений, которые, как я открыл для себя гораздо позже, все были посвящены идее доступа к движению: я писал стихи о человеческой радости ходьбы, о своей мечте бежать. Центральными образами того периода для меня стали Наклс-Ехидна (персонаж из игры «Sonic», обладающий стремительным ускорением) и Мюнхгаузен, достающий себя из болота за хвостик. Они стали своего рода культурными эмблемами, вокруг которых я хотел бы развить разговор о проблеме «инвалидности», с точки зрения рассмотрения своего личного, конкретного опыта».

 

Лекция ориентирована на широкую аудиторию, включающую как людей с инвалидностью, так и без.

 

Вход свободный

 

12+

 

Аккредитация прессы:

 

Объединение «Манеж» | +7 (495) 645-92-76 | pr.manege@gmail.com

 

        
        
        
				
рассказать в
Политика конфеденциальности
design by just design
Яндекс.Метрика
X
Правила продажи билетов
Возврат билетов

Купить электронный билет:

* — Внимание! По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Проект «МУЗЕИ — ДЕТЯМ». Бесплатный входной билет для учеников московских школ и колледжей. Оформить билет можно только в кассе, при предъявлении карты учащегося.

Курс лекций Екатерины Гресь «Человек эпохи постмодерна»
Гостиный двор
Лекция 4 "Фуко-друг всех девчонок" (17 августа)
Гостиный двор
Лекция 5 "Ничто не забыто, никто не забыт (особенно Фрейд)" (24 августа)
Гостиный двор
Лекция 6 "Dilige, et quod vis fac (Люби и делай что хочешь). Постмодерн и религия" (31 августа)

Мастерская книги
Гостиный двор
Занятие 1 "Мастерская книги" (10 сентября)
Гостиный двор
Занятие 2 "Мастерская книги" (17 сентября)
Гостиный двор
Занятие 3 "Мастерская книги" (24 сентября)
Гостиный двор
Занятие 4 "Мастерская книги" (1 октября)
Гостиный двор
Занятие 5 "Мастерская книги" (8 октября)
Гостиный двор
Занятие 6 "Мастерская книги" (15 октября)
Гостиный двор
Занятие 7 "Мастерская книги" (22 октября)
Гостиный двор
Занятие 8 "Мастерская книги" (29 октября)
Гостиный двор
Занятие 9 "Мастерская книги" (12 ноября)
Гостиный двор
Занятие 10 "Мастерская книги" (19 ноября)
Гостиный двор
Занятие 11 "Мастерская книги" (26 ноября)
Гостиный двор
Занятие 12 "Мастерская книги" (3 декабря)
Гостиный двор
Занятие 13 "Мастерская книги" (10 декабря)
Гостиный двор
Занятие 14 "Мастерская книги" (17 декабря)
Гостиный двор
Занятие 15 "Мастерская книги" (24 декабря)

Всеобщая история искусств. Западное искусство ХХ века
Гостиный двор
Лекция 1 "Введение в изучение искусства ХХ века. Стиль "модерн" (6 сентября)
Гостиный двор
Лекция 2 "Первые "-измы" авангарда: фовизм" (13 сентября)
Гостиный двор
Лекция 3 "Первые "-измы" авангарда: кубизм" (20 сентября)
Гостиный двор
Лекция 4 "Первые "-измы" авангарда: экспрессионизм" (27 сентября)
Гостиный двор
Лекция 5 "Первые "-измы" авангарда: футуризм" (4 октября)
Гостиный двор
Лекция 6 "Рождение и развитие беспредметного искусства" (18 октября)
Гостиный двор
Лекция 7 "Европейское искусство межвоенного периода: дадаизм и сюрреализм" (25 октября)
Гостиный двор
Лекция 8 "Западное послевоенное искусство: абстрактный экспрессионизм и поп-арт" (1 ноября)
Гостиный двор
Лекция 9 "Искусство второй половины ХХ века. Минимализм, концептуализм, новые художественные жанры" (8 ноября)
Гостиный двор
Лекция 10 "Архитектура ХХ века" (15 ноября)