Учреждение,
Подведомственное
Департаменту
Культуры
Города Москвы

И все-таки…

Скульптуры Вадима Сидура 1950 – 1980-х годов
17 апреля — 15 ноября 2015
Стоимость полного билета - 150 рублей, льготного - 50 рублей

В Музее Вадима Сидура открывается обновленная экспозиция, показывающая эволюцию творчества скульптора, создавая понятное представление о творческом пути Сидура и развитии его мировоззрения.

 

Вадим Сидур — один из наиболее значительных и недооцененных российских скульпторов. Его творческое наследие поражает: тридцать лет проработав в своей мастерской-подвале, Сидур создал более 500 скульптур, более 1000 графических листов. Его монументальные произведения еще при жизни художника были установлены во многих городах Германии, США. В мастерской-подвале Сидура в Москве возник свой особый мир, который не принимало официальное советское искусство, несмотря на то, что всегда находились друзья и ценители творчества скульптора. К нему приходили Э. Климов и В. Шукшин, Б. Окуджава и Т. Гуэрра, Г. Белль и Ю. Трифонов. Драматург С. Беккет, увидев в 1975 году скульптуру «Инвалид», написал: «Потрясающая скульптура, мощное и волнующее произведение, немота гнева и сострадания».

 

Почти для всех выставок Вадима Сидура, начиная с 1987 года, было характерно представлять, по возможности, всё многообразие творчества художника, которое накопилось за всю его жизнь в его подвальной мастерской. К тому же, много лет показ  его скульптур находился под угрозой, что могут опять запретить, и надо «успеть».

 

В июле 2014 года Музей Вадима Сидура открылся после реконструкции, превратившей музей в комфортное и современное выставочное пространство, обновленный формат музея, удобного, прежде всего, для посетителей, но и также предназначенного для проведения образовательных программ, лекций, кинопоказов, творческих вечеров.

 

Основной задачей открывшейся в музее в 2014 году экспозиции «Вадим Сидур. В поисках человека» было вновь показать многообразие и разноплановость творчества мастера, воссоздав в обновленном пространстве атмосферу подвальной жизни скульптур и расставив экспонаты, с одной стороны, более произвольно, а с другой стороны, взаимосвязано тематически.

 

Обновленная экспозиция, неофициальным девизом которой ее главный куратор — известный немецкий ученый-славист, бывший директор Института русской и советской культуры им. Лотмана Рурского университета (г. Бохум) и многолетний друг Сидура Карл Аймермахер — избрал фразу «Лучше меньше, да лучше», сконцентрирует внимание зрителя на эволюции творчества Сидура, проведя по 3 этапам творческого развития скульптора (пятидесятые, шестидесятые и семидесятые-восьмидесятые годы). Планируется, что последующие  выставки будут делать акцент на других, не менее важных аспектах Сидуровского творчества. Произведения, выбранные для экспозиции, показывают специфические особенности, касающиеся тематической, эстетической и формальной трактовки творчества художника в каждый период, а также отдельных проблем человека и скульптуры в культурной традиции России и Западной Европы.

 

В основном пространстве музея на первом этаже размещены главные скульптуры и графические работы. Экспозиция наполнена «воздухом», и все скульптуры расставлены с возможностью кругового обзора. В зале на втором этаже показаны работы Сидура на тему войны (экспозиция под названием «После войны»).

 

Экспозицию дополняют кураторские тексты и выдержки из интервью Сидура, дающие представление об эволюции его мировоззрения и формального метода. Также на выставке демонстрируется вспомогательный киноматериал (документальный фильм о Сидуре); в дальнейшем планируется использование интерактивных экранов с дополнительной информацией на русском, английском и немецком языках.

 

«Предприняв попытку освободиться от традиций, навязанных советским художественным образованием, и найти свой собственный путь в искусстве, Сидур следовал принципу «И все-таки…» — то есть, создавать произведения только по своим собственным художественным и этическим убеждениям. Результатом стали работы, которые не иллюстрируют и не парафразируют другие, уже существующие направления искусства, а каждый раз вовлекают любого зрителя в новый диалог. Этой успешной попыткой Сидур вписывает себя в многоликий контекст европейского искусства двадцатого века», — объясняет выбор названия выставки Карл Аймермахер.

 

О кураторе, профессоре Карле Аймермахере:

Карл Аймермахер (р. 1938) – выдающийся немецкий ученый-славист, семиотик, историк литературы, искусствовед, профессор. Основатель и первый директор Института русской и советской культуры им. Ю.Лотмана Рурского университета (г. Бохум). Инициатор, руководитель и спонсор множества издательских проектов по истории русской и советской культуры, самым значительным из которых является трехтомник «Россия и Германия. ХХ век». Автор многочисленных статей и книг о Сидуре, а также исследований по истории неофициального советского искусства. Именно он, познакомившись во время научной командировки в Москву в 1970 году с Вадимом Сидуром, открыл его удивительное искусство для западной публики. Десятки организованных выставок, издание полного каталога скульптур Сидура, установка в нескольких городах Германии памятников по его моделям – результаты неутомимого «Сидур-трегерства» Аймермахера. Но Карл был не просто поклонником творчества Сидура – их связывала многолетняя дружба и общность взглядов на место человека и искусства в нашем мире. Неудивительно, что и после смерти художника в 1986 году Аймермахер не оставил своей миссии популяризации личности и творчества Вадима Сидура, особенно в России. Благодаря его инициативе и поддержке, были изданы два тома его личной переписки с Сидуром и его женой, Юлией Сидур, дневники Юлии Сидур, создан фонд Сидура в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ). Своим открытием после долгого ремонта в 2014 году музей Вадима Сидура также во многом обязан усилиям Карла Аймермахера.

Аккредитация: МВО «Манеж» +7 (495) 645 92 76, pr.manege@gmail.com

 

Стратегический медиапартнер:

 AN Logotype-alt

Информационный партнер:

??????????????????

Markirovka - 18

        
        
        
				
рассказать в
Политика конфеденциальности
design by just design
Яндекс.Метрика
X
Правила продажи билетов
Возврат билетов

Купить электронный билет:

* — Внимание! По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.

Центральный Манеж
Выставка «ЗЯ! Воздушные замки Славы Полунина.»

Гостиный двор
«Полимерный персонаж» серия мастер-классов художницы Анны Диал

«Мастерская книги» в рамках проекта «Детский Манеж»
Гостиный двор
"Мастерская книги" (21 мая)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (28 мая)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (4 июня)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (11 июня)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (18 июня)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (25 июня)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (2 июля)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (9 июля)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (16 июля)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (23 июля)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (30 июля)

Курс лекций "Под знаком Нобеля"
Гостиный двор
Лекция 2 "Борис Пастернак: шум погони" (19 мая)
Гостиный двор
Лекция 3 "Михаил Шолохов: возмечтавший о мире" (26 мая)
Гостиный двор
Лекция 4 "Александр Солженицын: между добром и злом" (2 июня)
Гостиный двор
Лекция 5 "Иосиф Бродский: пилигрим" (9 июня)

Курс лекций Гаянэ Степанян «Достоевский и мы»
Гостиный двор
Лекция 1 "Легенда о Великом читателе (у кого он учился)" (15 июня)
Гостиный двор
Лекция 2 "Печать времени: великие перемены и великие современники (с кем он спорил и соглашался)" (22 июня)
Гостиный двор
Лекция 3 "Многомерные измерения маленького человека (о ком он размышлял)" (29 июня)
Гостиный двор
Лекция 4 "Блудницы и святые (о ком он болел)" (6 июля)
Гостиный двор
Лекция 5 "О могуществе и вызовах (в кого он верил)" (13 июля)
Гостиный двор
Лекция 5 "Его великие ученики (кто учился у него)" (20 июля)

Курс лекций "Всеобщая история искусств. Европейское искусство Нового времени"
Гостиный двор
Лекция 2 "Английское искусство XVIII-XIX веков" (23 мая)
Гостиный двор
Лекция 3 "Реализм в искусстве Франции XIX века" (30 мая)
Гостиный двор
Лекция 4 "Европейское искусство конца XIX века" (6 июня)

Курс лекций Екатерины Гресь «Человек эпохи постмодерна»
Гостиный двор
Лекция 1 "Поминки по просвещению. Модерн умер, да здравствует постмодерн" (27 июля)
Гостиный двор
Лекция 2 "Постмодерн от А до Ю в картинках или почему "Я"-лишняя буква современного алфавита" (3 августа)
Гостиный двор
Лекция 3 "Примешь синюю таблетку-и сказке конец. Примешь красную таблетку-войдешь в страну чудес" (10 августа)
Гостиный двор
Лекция 4 "Фуко-друг всех девчонок" (17 августа)
Гостиный двор
Лекция 5 "Ничто не забыто, никто не забыт (особенно Фрейд)" (24 августа)
Гостиный двор
Лекция 6 "Dilige, et quod vis fac (Люби и делай что хочешь). Постмодерн и религия" (31 августа)

Курс лекций «Современная визуальная культура: экопрактики, самиздат, керамика»
Гостиный двор
Лекция № 1 "Что такое композиция" (2 августа)
Гостиный двор
Лекция № 2 "Современная самиздат культура России и место художника в ней" (4 августа)
Гостиный двор
Лекция № 3 "Эко практики в современном российском дизайне и искусстве" (9 августа)
Гостиный двор
Лекция № 4 "Ковроплетение, вышивка и керамика: от древности к современному искусству" (11 августа)
Гостиный двор
Лекция № 5 "Фотография и фотокниги как часть современного искусства" (16 августа)
Гостиный двор
Лекция № 6 "Текст как визуальный прием" (18 августа)
Гостиный двор
Лекция № 7 "Наивное искусство" (23 августа)
Гостиный двор
Лекция № 8 "Независимые сообщества, которые меняют российскую культуру" (25 августа)