Учреждение,
Подведомственное
Департаменту
Культуры
Города Москвы

Лекционный курс «Всеобщая история искусств»

6 октября — 22 декабря 2017
19-00 – 20-30

15 декабря лекция  «Изобразительное искусство Древнего Рима» переносится на 22 декабря.

 

Первая часть: курс «Искусство Древнего мира» (6 октября – 15 декабря) 

 

Билеты: http://voxxter.ru/event/346

 

Гостиный двор, ул. Ильинка, д. 4, ауд. 271

 

 

Объединение «Манеж» вновь запускает лекционный курс «Всеобщая история искусств», разработанный совместно с историческим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова. Курс продлится до конца года и познакомит слушателей с основными периодами развития искусства с древности до середины ХIХ века: от появления художественного творчества как особой формы деятельности человека – до истоков актуальных художественных практик.

 

В основе программы лежит последовательная периодизация предмета изучения: история искусства будет представлена слушателям как единый неразрывный процесс, ход которого подчинен определённым закономерностям, а каждый из этапов – уникален. Ключевые понятия истории искусства, такие как культурно-историческая эпоха, стиль, направление, художественная школа, будут разъяснены на примерах конкретных произведений. Слушатели узнают о влиянии контекста эпохи, ее социально-политического климата, религиозно-философских течений и эстетических канонов на содержание и форму выражения искусства.

 

Программа составлена с учетом проблематики учебных курсов, читаемых на отделении истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

 

Первая часть лекционного курса посвящена истории средиземноморской культуры и объединяет два главных формообразующих этапа её истории: возникновение цивилизации Древнего Востока и цивилизаций классической античности – Древней Греции и Древнего Рима.

 

Государства Древнего Востока были включены в сложную систему культурно-исторических связей – политических, дипломатических, художественных. На раннем этапе своего развития греческое искусство испытало воздействие древних культур Древнего Египта и государств, последовательно сменявших друг друга на территории Двуречья, Малой и Передней Азии, творчески переработало восточные заимствования. Иное миропонимание эллинов, гуманистическая направленность их культуры определили существенные отличия древнегреческой архитектуры и искусства от художественных систем, созданных в Средиземноморье.

 

Наследие Древней Греции, принципы и типы ее архитектуры, отношение к человеческой личности и пластический идеал, выработанный эллинами, сыграли принципиальную роль в становлении европейской цивилизации, но прежде всего – в формировании облика ее прямой преемницы, культуры Древнего Рима.

 

Искусство Рима стало заключительным этапом в развитии античной художественной системы и отличалось новаторством в области конструктивных, плановых и декоративных решений, развитием характерных жанров в скульптуре и живописи, а могущество и географический охват римского государства способствовали распространению этих художественных форм в масштабах всего Средиземноморья и обусловило их влияние на искусство последующих эпох.

 

Лектор:

Надежда Анатольевна Налимова, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ. В 2000 г. окончила отделение «Искусство интерьера» факультета монументального искусства СПб ХПА им. В.И. Мухиной. В 2005 году окончила отделение истории и теории искусств исторического факультета МГУ. В 2008 г. окончила аспирантуру кафедры всеобщей истории искусств, защитив диссертацию на тему «Мифологическая битва» в греческом архитектурном рельефе VI – начала IV вв. до н.э.» С 1999 по 2005 гг. работала в отделе популяризации ГМИИ имени А.С. Пушкина. C сентября 2009 г. преподает на историческом факультете, читает курсы по искусству Древнего Востока и Древней Греции, руководит междисциплинарным авторским семинаром «Искусство античного Средиземноморья: контакты, параллели, влияния».

 

Программа и расписание блока «Искусство Древнего мира»:

 

  1. Искусство Древнего Египта (часть 1). Культовое и погребальное зодчество – 6 октября, 19.00

Пролог: вопрос о происхождении изобразительного искусства. Памятники эпохи неолита на территории Африки и Передней Азии. Цивилизации Древнего Востока: ключевые особенности и хронология развития. Периодизация древнеегипетского искусства, его специфика. Роль религиозных представлений, погребального культа и заупокойного обряда в формировании традиций зодчества. Строительная система и типология архитектуры Древнего Египта.

 

  1. Искусство Древнего Египта (часть 2). Изобразительная традиция – 13 октября, 19.00

Специфика художественного языка и канон в древнеегипетском изобразительном искусстве. Виды и жанры изобразительного искусства Древнего Египта. Скульптурный портрет и религиозно-магические представления египтян. «Повседневная» жизнь в вечности: египетский погребальный рельеф и монументальная живопись. Религиозная реформа Эхнатона и памятники Амарнского периода. Искусство Позднего Царства.

 

  1. Искусство древнего Двуречья в IIIII тыс. до н.э. – 20 октября, 19.00

Особенности развития и периодизация искусства Двуречья. Специфика архитектурной традиции Шумера и Аккада. Скульптурные школы Севера и Юга в Шумерский период. Искусство Древней Месопотамии в Аккадский период. Древневавилонский этап в истории Двуречья: изобразительное искусство в эпоху Хаммурапи.

 

  1. Монументальное искусство древневосточных «империй» III тыс. до н.э. – 27 октября, 19.00

Город Хаттуса и искусство хеттов во II тыс. до н.э. Расцвет Новоассирийской державы: принципы архитектурной композиции и характер декора ассирийских дворцов. Ассирийский монументальный рельеф. Монументальное искусство Древнего Ирана, архитектурно-пластические комплексы в Сузах и Персеполе. «Имперский стиль» в ахеменидском искусстве.

 

  1. Искусство Древней Греции (часть 1). Сакральная архитектура – 6 ноября, 19.00

Истоки классической античности: наследие ахейской художественной культуры и ее восприятие «новыми» греками. Архитектурные поиски в «гомеровской» Греции. Возникновение ордера и его развитие, новый вариант архитектурно-пластического синтеза. Формообразующие принципы греческой архитектуры. Важнейшие святилища и храмовые комплексы (Дельфы, Афины, Пестум и др.).

 

  1. Искусство Древней Греции (часть 2). Скульптура, вазопись, живопись – 10 ноября, 19.00

Фигуративное искусство эпохи геометрики, рождение нарратива. Архаическая и классическая статуарная пластика: две художественные системы, две модели воплощения «прекрасно-доброго». В поисках равновесия: искусство Мирона, Поликлета, Лисиппа. Творцы богов: Фидий и Пракситель. Эпическое и трагическое в греческом изобразительном искусстве от Экзекия до Скопаса.

 

  1. Греческое искусство эпохи Эллинизма – 17 ноября, 19.00

Предпосылки возникновения новой художественной системы: искусство «предэллинизма». Особенности исторического периода и художественного стиля. Расцвет градостроительства. Новые задачи и художественные методы в визуальных искусствах. Проблема художественного синкретизма, ретроспективность и новаторство. Понятие «классика», классическое наследие в эллинистический период.

 

  1. Искусство Древнего Рима и его истоки – 24 ноября, 19.00

Понятие «искусство Древнего Рима» в современной науке. Периодизация древнеримского искусства. Греческое влияние и римская самобытность: Рим как часть эллинистического мира, взаимодействие и соотношение двух традиций. Особенности становления и развития искусства Древнего Рима, проблема «ассимиляции» и «заимствования». Художественное наследие этрусков как один из истоков римского искусства.

 

  1. Архитектура Древнего Рима – 1 декабря, 19.00

Отличительные особенности римской архитектуры, восприятие Римом греческого опыта. Римская строительная техника. Типология римской архитектуры: основные типы сакральных, гражданских и утилитарных сооружений. Римское градостроительство эпохи Республики: частная и гражданская сферы. Синтез живописи и архитектуры, четыре  «помпеянских» стиля и их истоки.

 

  1. Архитектура Древнего Рима эпохи империи – 8 декабря, 19.00

Архитектура эпохи Империи. Римская архитектурная революция. Зрелищные и триумфальные сооружения Древнего Рима. Архитектура римских провинций от Августа до тетрархов.

 

  1. Изобразительное искусство Древнего Рима. – 22 декабря, 19.00

Ключевые жанры в древнеримской скульптуре. Истоки римской портретной концепции. Развитие скульптурного портрета от эпохи Республики до времен Поздней Империи и первых веков христианства: эволюция вкуса, духовных и пластических идеалов. Исторический рельеф и специфика «исторического» мышления римлян. Погребальная сфера: искусство римских саркофагов.

 

Стоимость одной лекции – 600 рублей, стоимость абонемента – 5500р.

 

Билеты в кассе и на сайте: http://voxxter.ru/event/3468

 

Дополнительная информация по электронной почте: k.nevrueva@moscowmanege.ru

 

Аккредитация прессы: Объединение «Манеж» | 8 (495) 645-92-76 | pr.manege@gmail.com

 

12+

 

        
        
        
				
рассказать в
Политика конфеденциальности
design by just design
Яндекс.Метрика
X
Правила продажи билетов
Возврат билетов

Купить электронный билет:

* — Внимание! По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.

Центральный Манеж
Выставка «ЗЯ! Воздушные замки Славы Полунина.»

Гостиный двор
«Полимерный персонаж» серия мастер-классов художницы Анны Диал

«Мастерская книги» в рамках проекта «Детский Манеж»
Гостиный двор
"Мастерская книги" (21 мая)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (28 мая)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (4 июня)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (11 июня)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (18 июня)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (25 июня)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (2 июля)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (9 июля)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (16 июля)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (23 июля)
Гостиный двор
"Мастерская книги" (30 июля)

Курс лекций "Под знаком Нобеля"
Гостиный двор
Лекция 2 "Борис Пастернак: шум погони" (19 мая)
Гостиный двор
Лекция 3 "Михаил Шолохов: возмечтавший о мире" (26 мая)
Гостиный двор
Лекция 4 "Александр Солженицын: между добром и злом" (2 июня)
Гостиный двор
Лекция 5 "Иосиф Бродский: пилигрим" (9 июня)

Курс лекций Гаянэ Степанян «Достоевский и мы»
Гостиный двор
Лекция 1 "Легенда о Великом читателе (у кого он учился)" (15 июня)
Гостиный двор
Лекция 2 "Печать времени: великие перемены и великие современники (с кем он спорил и соглашался)" (22 июня)
Гостиный двор
Лекция 3 "Многомерные измерения маленького человека (о ком он размышлял)" (29 июня)
Гостиный двор
Лекция 4 "Блудницы и святые (о ком он болел)" (6 июля)
Гостиный двор
Лекция 5 "О могуществе и вызовах (в кого он верил)" (13 июля)
Гостиный двор
Лекция 5 "Его великие ученики (кто учился у него)" (20 июля)

Курс лекций "Всеобщая история искусств. Европейское искусство Нового времени"
Гостиный двор
Лекция 2 "Английское искусство XVIII-XIX веков" (23 мая)
Гостиный двор
Лекция 3 "Реализм в искусстве Франции XIX века" (30 мая)
Гостиный двор
Лекция 4 "Европейское искусство конца XIX века" (6 июня)

Курс лекций Екатерины Гресь «Человек эпохи постмодерна»
Гостиный двор
Лекция 1 "Поминки по просвещению. Модерн умер, да здравствует постмодерн" (27 июля)
Гостиный двор
Лекция 2 "Постмодерн от А до Ю в картинках или почему "Я"-лишняя буква современного алфавита" (3 августа)
Гостиный двор
Лекция 3 "Примешь синюю таблетку-и сказке конец. Примешь красную таблетку-войдешь в страну чудес" (10 августа)
Гостиный двор
Лекция 4 "Фуко-друг всех девчонок" (17 августа)
Гостиный двор
Лекция 5 "Ничто не забыто, никто не забыт (особенно Фрейд)" (24 августа)
Гостиный двор
Лекция 6 "Dilige, et quod vis fac (Люби и делай что хочешь). Постмодерн и религия" (31 августа)

Курс лекций «Современная визуальная культура: экопрактики, самиздат, керамика»
Гостиный двор
Лекция № 1 "Что такое композиция" (2 августа)
Гостиный двор
Лекция № 2 "Современная самиздат культура России и место художника в ней" (4 августа)
Гостиный двор
Лекция № 3 "Эко практики в современном российском дизайне и искусстве" (9 августа)
Гостиный двор
Лекция № 4 "Ковроплетение, вышивка и керамика: от древности к современному искусству" (11 августа)
Гостиный двор
Лекция № 5 "Фотография и фотокниги как часть современного искусства" (16 августа)
Гостиный двор
Лекция № 6 "Текст как визуальный прием" (18 августа)
Гостиный двор
Лекция № 7 "Наивное искусство" (23 августа)
Гостиный двор
Лекция № 8 "Независимые сообщества, которые меняют российскую культуру" (25 августа)