Учреждение,
Подведомственное
Департаменту
Культуры
Города Москвы

Курс лекций «Всеобщая история искусств. Западное искусство ХХ века»

2 августа — 18 октября 2021
20:00 – 21:30

Гостиный двор, ул. Ильинка, 4, аудитория 271 (5 подъезд)

 

Курс лекций «Всеобщая история искусств», разработанный Объединением «Манеж» совместно с кафедрой всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, знакомит слушателей с основными периодами в развитии архитектуры и изобразительного искусства с древности до середины ХIХ века, от появления художественного творчества до рождения современного взгляда на мир и истоков актуальных художественных практик.

 

Четвёртая часть курса, «Западное искусство ХХ века», знакомит с ключевыми тенденциями развития и направлениями в искусстве ХХ века, начиная от стиля «модерн» и первых «-измов» авангарда до новых художественных жанров второй половины века, на примере творчества крупнейших европейских и американских художников.

 

Лектор: Светлана Олеговна Макеева — выпускница аспирантуры и приглашённый преподаватель кафедры всеобщей истории искусств МГУ, исследователь инсталляции. Область научных интересов — искусство второй половины ХХ века.

 

Расписание:

 

2 августа

Лекция №1 «Введение в изучение искусства XX века. Стиль “модерн”»

Истоки авангардного искусства. Значение фотографии для смены художественного курса. Новаторство импрессионистов и их роль как предшественников нового искусства. Крупнейшие представители поколения постимпрессионистов (Жорж Сёра, Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог) и их влияние на искусство модернизма. Основные понятия и определения, связанные с искусством XX века. Периодизация искусства XX века, проблемы смены и взаимопроникновения отдельных направлений. Общие характеристики и специфика искусства XX века. Стиль модерн в искусстве.

 

9 августа

Лекция №2 «Первые “-измы” авангарда: фовизм»

Происхождение и значение термина «фовизм», краткая история и общие характеристики этого направления. Основные представители фовизма (Андре Дерен, Морис де Вламинк, Альбер Марке, Рауль Дюфи, Кес ван Донген, Жорж Руо). Творчество Анри Матисса. Основные факты биографии и теоретические взгляды, выраженные в программной книге «Заметки живописца» (1908). Ранний период творчества художника и формирование эстетики фовизма. Различные тенденции в работах Матисса 1910-х годов. Связь живописи и декупажа в зрелом творчестве Матисса. Графика и скульптура Матисса. Капелла чёток в Вансе — завершающий этап творчества художника.

 

23 августа

Лекция №3 «Первые “-измы” авангарда: кубизм»

Возникновение и содержание термина «кубизм», история движения, его теоретическая основа и формальные особенности. «Классический» кубизм, основные этапы его развития (аналитический, синтетический, декоративный) и ключевые фигуры (Жорж Брак, Хуан Грис, Жан Метценже, Альбер Глез). Кубизм в скульптуре, его формальные особенности и основные представители. Творчество Пабло Пикассо. Основные факты биографии, «голубой» и «розовый» периоды в раннем творчестве художника. «Авиньонские девицы» (1907) и сложение художественной системы кубизма. Коллаж и скульптура периода кубизма. Неоклассицизм и сюрреализм в искусстве Пикассо 1910-х – 1930-х годов. Позднее творчество Пикассо.

 

30 августа

Лекция №4 «Первые “-измы” авангарда: экспрессионизм». История и значение термина «экспрессионизм», общие характеристики этого направления. Предшественники экспрессионизма на рубеже XIX–XX веков (Фердинанд Ходлер, Джеймс Энсор, Эдвард Мунк). Группа «Мост», её история и основные представители (Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф, Эмиль Нольде). Объединение «Синий всадник», его история и основные представители (Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина, Альфред Кубин). Независимые художники Германии и Австрии, испытавшие влияние экспрессионизма (Паула Модерзон-Беккер, Кете Кольвиц, Франс Мазерель, Эгон Шиле).

 

13 сентября

Лекция №5 «Первые “-измы” авангарда: футуризм»

Краткая история футуризма как движения и общие характеристики искусства футуризма. Значение манифестов футуризма, соотношение теории с художественной практикой. Связь футуризма с политикой и социальными утопиями. Крупнейшие представители итальянского футуризма (Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра, Джино Северини, Луиджи Руссоло). Вторая волна футуризма после Первой мировой войны (Джерардо Доттори, Фортунато Деперо, Энрико Прамполини). Эстетика футуризма в фотографии и скульптуре.

 

20 сентября

Лекция №6 «Рождение и развитие беспредметного искусства»

Теоретические и практические предпосылки к возникновению беспредметного искусства. Новаторство художников русского авангарда, их пересечения с европейскими мастерами. Два направления в раннем беспредметном искусстве — «лирическая» и «геометрическая» абстракция, взаимосвязи между ними. Основные представители «лирической» абстракции (Василий Кандинский, Пауль Клее, Франтишек Купка). «Геометрическая» абстракция (Робер Делоне, движение «Де Стейл», Йозеф Альберс, Ласло Мохой-Надь). Абстракция в скульптуре (Константин Бранкузи, Ханс Арп, Наум Габо, Антуан Певзнер).

 

27 сентября

Лекция №7 «Европейское искусство межвоенного периода: дадаизм и сюрреализм»

Происхождение термина «дада», история движения, манифесты и декларации дада. Основные центры развития дадаизма. Новое понимание объекта искусства, провозглашение принципов «анти-искусства», возникновение жанра «ready-made». Творчество Ханса Арпа, Марселя Дюшана, Франсиса Пикабиа, Ман Рэя, Рауля Хаусманна, Джона Хартфилда, Курта Швиттерса. Сближение дада с сюрреализмом. Происхождение термина «сюрреализм», манифесты, журналы и выставки сюрреалистов. Техники «автоматического письма», их связь с теорией бессознательного и практикой психоанализа. Ключевые фигуры в искусстве сюрреализма (Макс Эрнст, Андре Массон, Жоан Миро, Сальвадор Дали, Рене Магритт). Скульптура и объект сюрреализма.

 

4 октября 

Лекция №8 «Западное послевоенное искусство: абстрактный экспрессионизм и поп-арт»

Смещение главного центра развития искусства из Европы в США. Абстрактный экспрессионизм как важнейшее направление в послевоенном искусстве США, его ключевые особенности, два магистральных направления и их ключевые представители: «живопись действия» (Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Франц Клайн), «живопись цветового поля» (Марк Ротко, Барнетт Ньюман). Влияние абстрактного экспрессионизма на искусство США 1960–1970-х гг. Поп-арт, его идеология и художественный язык, основные представители в Великобритании (Ричард Гамильтон, Эдуардо Паолоцци, Дэвид Хокни) и США (Роберт Раушенберг, Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн).

 

11 октября

Лекция №9 «Искусство второй половины ХХ века. Минимализм, концептуализм, новые художественные жанры: хэппенинг, перформанс, энвайронмент, инсталляция, видеоарт»

Минимализм, его теория (понятие «минималистического объекта») и практика (Дональд Джадд, Тони Смит). Концептуальное искусство: роль текста и комментария в искусстве, отказ от материального объекта. Творчество Пьеро Мандзони, Ива Кляйна, Джозефа Кошута, Роберта Барри, Ханса Хааке. «Искусство действия» — хэппенинг и перформанс (Аллан Капроу, Йозеф Бойс, Марина Абрамович). Энвайронмент и инсталляция (Аллан Капроу, Роберт Ирвин, Джеймс Таррелл и другие). Специфика видеоарта как вида искусства. Пионер видеоарта — Нам Джун Пайк. Видеоарт и видеоперформанс (Брюс Науман, Вито Аккончи). Усложнение технических и эстетических решений видеоарта (Мэтью Барни, Билл Виола).

 

18 октября

Лекция №10 «Архитектура ХХ века»

Новые материалы и конструкции в архитектуре последней трети XIX века, их влияние на сложение стиля модерн. Архитектура модерна (Виктор Орта, Эктор Гимар). Зарождение прото-функционализма внутри стиля модерн (Чарльз Ренни Макинтош, Петер Беренс). Архитектура модернизма: пять принципов архитектуры Ле Корбюзье и их реализация в постройках архитектора. Теоретические сочинения Ле Корбюзье и осмысление архитектором проблем современного градостроительства. «Интернациональный стиль» в архитектуре Людвига Миса ван дер Роэ и Вальтера Гропиуса. Понятие постмодернизма в архитектуре, его теоретическое осмысление (Роберт Вентури, Чарльз Дженкс) и практическое воплощение (Роберт Вентури, Чарльз Мур, Майкс Грейвз, Ханс Холляйн).

 

 

Стоимость полного билета – 300 рублей, льготного – 275 рублей, абонемента на 10 лекций – 2500 рублей. Билеты и абонементы можно приобрести только на сайте Объединения «Манеж» или по ссылке:

 
 
Абонементы:

 

 

Объединение «Манеж» | 8 (499) 394-08-32 | pr.manege@gmail.com

 

 

12+

 

 

 

 

 

Информационный партнер:

        
        
        
				
рассказать в
Политика конфеденциальности
design by just design
Яндекс.Метрика
X
Правила продажи билетов

Купить электронный билет:

* — Внимание! По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Гостиный двор
Занятие 12 "Мастерская книги" (4 декабря)
Гостиный двор
Занятие 13 "Мастерская книги" (11 декабря)
Гостиный двор
Занятие 14 "Мастерская книги" (18 декабря)

Гостиный двор
Лекция №7. Высокое Возрождение в Италии (7 декабря)
Гостиный двор
Лекция №8. Позднее Возрождение в Италии (14 декабря)

Гостиный двор
Лекция № 4 «Поп-арт и гиперреализм» (2 декабря)
Гостиный двор
Лекция № 5 «“Новый реализм” и arte povera» (9 декабря)

Центральный Манеж
"ЗЯ! Воздушные замки Славы Полунина."

Новый Манеж
Выставка "Константин Коровин и его ученики"

Гостиный двор
Мастерская книга (бесплатно)