Учреждение,
Подведомственное
Департаменту
Культуры
Города Москвы

«История советских павильонов. Часть I»

Выставка об истории павильонов СССР, первая часть которой посвящена участию страны Cоветов в международных выставках
18 июня — 18 августа 2013
12:00 – 21:00

 

Кураторы: Марина Лошак, Ирина Коробьина

Ассистенты кураторов: Наталья Папанова, Екатерина Усова, Ирина Чепкунова, Мария Костюк

 

 

Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница» – пространство, ориентированное на показ проектов области искусства XX века – открывает выставку об истории павильонов СССР, первая часть которой посвящена участию страны Cоветов в международных выставках.

 

История советских выставочных павильонов – это история архитектуры и тотальных инсталляций, грандиозный мировой смотр достижений разных стран, соревновательные командные выступления архитекторов, графиков, макетчиков, столяров, техников, шрифтовиков, фотографов, скульпторов, живописцев, кинематографистов, садовников…

 

История международных выставок стартовала в середине XIX века в лондонском Гайд-парке – тогда  Джозеф Пакстон построил из стекла и железа «Хрустальный дворец» площадью 90 000 кв. м. Венецианская биеннале была организована по другому принципу: с 1895 года в садах Джардини проходит «Международная художественная выставка», для которой страны-участники строят постоянные павильоны, заказывая проекты знаменитым архитекторам.

 

Но многие мировые смотры приглашали участников к созданию временных построек на заранее выделенной территории: каждый раз это были практически экспериментальные сооружения с совершенно оригинальным внутренним композиционным решением и составом экспонатов, создававшиеся в стилевой доминанте своей эпохи – это конструктивизм 1920-х, неоклассицизм 1930-х и функционализм 1960-х годов.

Первое выступление СССР состоялось в 1925 году в Париже на «Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности». По результатам закрытого конкурса, в котором среди прочих участвовали архитекторы В. Щуко, И. Фомин, братья Веснины, М. Гинзбург, жюри под председательством наркома просвещения А. Луначарского и при участии В. Маяковского признало лучшим проект Константина Мельникова – легкую каркасную двухэтажную постройку из дерева и стекла с вышкой-мачтой с серпом и молотом и буквами СССР. Оформляли экспозицию вхутемасовцы: декоратор Исаак Рабинович спроектировал асимметричный и лаконичный Зал Госиздата, дизайнер Александр Родченко – знаменитый гигантский «экспонат» «Рабочий клуб» для Отдела СССР на Эспланаде Инвалидов. Выкрашенный красной, серой и белой краской советский павильон стал «самой острой постройкой на выставке» и настоящей «машиной для агитации»: архитектура здесь доминировала, а интерьер представлял собой продолжение самого здания.

 

Международная выставка «Пресса» в Кёльне 1928 года проходила в капитальном «Павильоне государств» – временного павильона СССР тогда не строил. Для оформления экспозиции совещание во главе с Луначарским и участием президента Государственной академии художественных наук Петра Когана постановило «пригласить художников Лисицкого и Рабиновича». При этом Лисицкому удалось радикально преобразовать псевдоклассический фасад здания, поместив в каждую из четырех арок объемные светящиеся ночью буквы USSR. Внутреннее пространство было решено асимметрично и поделено на зоны с «ударными» декоративными и динамическими установками, которые прокладывали маршрут зрителя «по маякам». Среди экспонатов преобладали конструкции, «специально сочиненные художником», своеобразные механические аттракционы: «Звезда», «Рабочий корреспондент», «Красная Армия», «Трансмиссия»… В Кёльне впервые в выставочном ансамбле появляется гигантский фотофриз (24х3,5 м) с использованием плакатного фотомонтажа, подсветка экспонатов лампочками накаливания и специальный кинозал, в результате вся экспозиция оставляла у публики «кино-фото» ощущение.

 

Павильоны СССР 1930-х годов – парижский и нью-йоркский – строил Борис Иофан, оба павильона служили постаментами монументальных скульптур – «Рабочего и колхозницы» Веры Мухиной и «Рабочего со звездой» Вячеслава Андреева. К парижской выставке 1937 года был впервые объявлен конкурс на оформление экспозиции: его выигрывает группа ленинградских художников под руководством Николая Суетина, предложившая лаконичные архитектоны, выделенные искусственным светом, «ступенчатые» формы, фотобарельефы и декоративные установки: «пилон конституции» и посвященный рекордным перелетам «полуглобус». Суетин решительно отказался от выстраивания экспозиции «по маякам», организуя выставочное пространство как общественный интерьер, «декорируя» его экспонатами. Оформлять нью-йоркский павильон поручили также Суетину: но теперь архитекторы Борис Иофан и Каро Алабян специально под выставочное задание проектируют «темный» ансамбль, рассчитанный на киноэкраны и световые эффекты для диорам. В целом нью-йоркский ансамбль был самым театральным из всех советских павильонов за рубежом: амфитеатр с эстрадой, мелодии народов СССР,  кинофильмы и главный экспонат – копия станции метро «Маяковская» в натуральную величину между зеркальными стенами усиливали это впечатление.

 

Советские павильоны конца 1950-х – 1960-х годов – в Брюсселе (1958) и Монреале (1967) – строились как гигантские экспонаты, своего рода прозрачные оболочки, вычленяющие особую зону на территории выставки. В Брюсселе перед экспозиционерами стояла сложная задача – сочетать в едином пространстве демонстрацию машин и механизмов, образцов промышленного и сельскохозяйственного сырья с показом произведений изобразительного искусства. Экспозиция монреальского павильона, открытого в год пятидесятилетия СССР, строилась на трех уровнях – океан, земля, космос, концентрируя внимание зрителя вокруг главных экспонатов: эмблематической композиции «Серп и молот» и карты электрификации страны с макетом Красноярской ГЭС с барельефным профилем Ленина. Были в павильоне и аттракционы: текущая вода в макете гидроэлектростанции, живые рыбы в бассейне, шахтерская клеть, «якобы» спускающаяся под землю в отделе «Уголь»…

 

Советский павильон в Осаке, открытый в 1970-м году – год столетнего юбилея Ленина, напоминал гигантский развернутый флаг силуэтом, алым цветом и складчатой поверхностью. В темном, лишенном окон здании теперь доминировали не натурные экспонаты (станки, машины, дары природы), а экспонаты, созданные художниками, как и в конце 1920-х. Центр павильона занимала декоративная установка: красно-белый пилон и установленный на нем экран, на котором постоянно демонстрируется фильм-хроника «Живой Ленин»: символ здесь сочетался с документом.

 

На выставке представлены макеты, архитектурные чертежи и эскизы, а также экспонаты-призеры: фотографии Александра Родченко с эскизами Варвары Степановой (1925), снимок Макса Пенсона «Узбекская мадонна» (1937), скульптуры Георгия Мотовилова «Металлург» (1937) и Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала» (1958), географические карты из самоцветов (1937, 1939). Впервые будут представлены материалы из личных архивов художников Александра Лабаса, Рудольфа Кликса, Сергея Сива.

        
        
        
				
рассказать в
Политика конфеденциальности
design by just design
Яндекс.Метрика
X
Правила продажи билетов

Купить электронный билет:

* — Внимание! По Пушкинской карте купить билет может только держатель карты, для этого в заказ добавьте один билет.
Центральный Манеж
"ЗЯ! Воздушные замки Славы Полунина."

Новый Манеж
Выставка "Константин Коровин и его ученики"

Новый Манеж
Экскурсия по выставке "Константин Коровин и его ученики"

Курс лекций «Всеобщая история искусств. Искусство Северного Возрождения»
Гостиный двор
Лекция 2 "Распространение искусства Ars Nova в странах к северу от Альп" (31 января)
Гостиный двор
Лекция 3 "Искусство Возрождения в Германии" (7 февраля)
Гостиный двор
Лекция 4 "Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции и других странах Европы" (14 февраля)

Курс лекций «5 идей философии, изменивших мир — от Сократа до метамодерна»
Гостиный двор
Лекция 1 "Миссия "Сократ" или как выбраться из тьмы пещеры" (16 февраля)
Гостиный двор
Лекция 2 "Этому городу нужен новый герой или как Ницше опередил Marvel и DC" (22 февраля)
Гостиный двор
Лекций Екатерины Гресь лекция 3 "Монстры реальны. Они живут внутри нас и иногда берут верх" (2 марта)
Гостиный двор
Лекций Екатерины Гресь лекция 4 "Человек массы Ханны Арендт и банальность зла" (9 марта)
Гостиный двор
Лекция 5 "Искусственный интеллект, запертый в четырех стенах китайской комнаты" (16 марта)

«Мастерская книги» в рамках проекта «Детский Манеж»
Гостиный двор
Занятие 3 "Мастерская книги" (29 января)
Гостиный двор
Занятие 4 "Мастерская книги" (5 февраля)
Гостиный двор
Занятие 5 "Мастерская книги" (12 февраля)
Гостиный двор
Занятие 6 "Мастерская книги" (19 февраля)
Гостиный двор
Занятие 7 "Мастерская книги" (26 февраля)
Гостиный двор
Занятие 8 "Мастерская книги" (12 марта)
Гостиный двор
Занятие 9 "Мастерская книги" (19 марта)
Гостиный двор
Занятие 10 "Мастерская книги" (26 марта)
Гостиный двор
Занятие 11 "Мастерская книги" (2 апреля)
Гостиный двор
Занятие 12 "Мастерская книги" (9 апреля)
Гостиный двор
Занятие 13 "Мастерская книги" (16 апреля)
Гостиный двор
Занятие 14 "Мастерская книги" (23 апреля)
Гостиный двор
Занятие 15 "Мастерская книги" (30 апреля)
Гостиный двор
Занятие 16 "Мастерская книги" (14 мая)
Гостиный двор
Занятие 17 "Мастерская книги" (21 мая)
Гостиный двор
Занятие 18 "Мастерская книги" (28 мая)

Курс лекций «Толстой и мы»
Гостиный двор
Курс лекций Гаянэ Степанян лекция 1 "Толстой и дети" (3 февраля)
Гостиный двор
Курс лекций Гаянэ Степанян лекция 2 "Толстой и любовь" (10 февраля)
Гостиный двор
Курс лекций Гаянэ Степанян лекция 3 "Толстой и искусство" (17 февраля)
Гостиный двор
Курс лекций Гаянэ Степанян лекция 4 "Толстой и религия" (24 февраля)
Гостиный двор
Курс лекций Гаянэ Степанян лекция 5 "Толстой и смерть" (3 марта)

Курс лекций «Западное искусство ХХ века: от модерна до поп-арта»
Гостиный двор
Лекция 1 "Введение в изучение искусства ХХ века. Стиль "модерн" (10 марта)
Гостиный двор
Лекция 2 "Первые "-измы" авангарда: фовизм" (17 марта)
Гостиный двор
Лекция 3 "Первые "-измы" авангарда: кубизм" (24 марта)
Гостиный двор
Лекция 4 "Первые "-измы" авангарда: экспрессионизм" (31 марта)
Гостиный двор
Лекция 5 "Первые "-измы" авангарда: футуризм" (7 апреля)
Гостиный двор
Лекция 6 "Рождение и развитие беспредметного искусства" (14 апреля)
Гостиный двор
Лекция 7 "Европейское искусство межвоенного периода: дадизм и сюрреализм" (21 апреля)
Гостиный двор
Лекция 8 "Западное послевоенное искусство: абстрактный экспрессионизм и поп-арт" (28 апреля)